Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Виктор Каликин: «Он пел душой...»

29 октября 2012, понедельник

Всю свою жизнь Виктор Сергеевич посвятил музыке, исполняя классический оперный репертуар, русские народные песни и романсы, песни советских композиторов о Великой Отечественной войне. Педагог с богатым опытом, он языком музыки и культуры воспитывал новых вокалистов, прививал им любовь к искусству.

Виктор Каликин родился в 1932 году в селе Доброе Тульской области, в Карелии с 1958 года. «Я родился в такой семье, где хорошо говорили и славно пели. У нас в любом застолье главным угощением было угощение песней, напевным словом. Когда я поступал в консерваторию, уже тогда мог спеть сотни песен. Это сейчас у нас по телевидению и радио звучат шлягеры, в которых слово вроде бы ничего не значит, а в русской народной песне оно высоко ценится, особо интонируется. У настоящего, большого певца оно играет интонационно на все лады» – говорил артист в интервью.

Ценить слово научила и первая профессия: по своему первому высшему образованию Виктор Каликин был филологом. Но любовь к музыке оказалась сильнее, и по окончании Калужского пединститута он поступил в Московскую консерваторию: «Слушала меня жена С. Рихтера, знаменитая певица Нина Дорлиак. И через три тура прослушивания я оказался принятым в Московскую консерваторию… Начал свою новую учебу в компании, надо сказать, отборной: чего стоят имена Николая Гяурова и Александра Ведерникова! Занимался у замечательного преподавателя Д. Тонского».

В Петрозаводск Виктор Каликин приехал вместе с супругой по приглашению академика К.Чистова (ей предложили место в Карельском филиале Академии наук СССР). Певца же заинтересовали сценой: обсуждалась возможность создания в Петрозаводске оперного театра по подобию Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Когда в театре работал дирижер И.Шерман, были поставлены «Евгений Онегин» и «Травиата», опера «Кумоха» карельского композитора Р.Пергамента… Словом, Виктор Сергеевич стал солистом Музыкального театра Карелии.

Но вскоре победу над оперой одержала оперетта, стало ясно, что оперному театру в чистом виде не бывать. Виктор Каликин все равно остался в Карелии. Правда, из театра ушел: оперетта не стала «своим жанром». Выступал с Государственным ансамблем песни и танца «Кантеле», долгое время работал в Карельской филармонии. «Когда работал в филармонии, был замечен великим Свиридовым. Я пел на пленуме Союза композиторов России в Москве в «Кантелетаре» Эдуарда Патлаенко, а потом Свиридов услышал мои записи его вокальных циклов на стихи Бернса и Есенина и письмо теплое мне прислал с благодарностью, а начальству моему сказал: «Не обижайте там Каликина, а то заберу его к себе, такие голоса на дороге не валяются».

Артист не жалел, что остался в Петрозаводске. Карелия стала его творческой родиной. Рядом с ним работали выдающиеся артисты: «Из тех, с кем вместе в концертах работал, до сих пор восхищаюсь замечательной певицей Люцией Теппонен. Такому голосу могли бы позавидовать и многие именитые столичные певицы с высокими званиями. Я считаю ее выдающейся певицей моего времени в Карелии. Клавдия Поволоцкая, Ирина Гридчина, Рауза Сабирова, Владимир Красильников — у них мне тоже было чему поучиться».

Когда появилась консерватория, уже ставший известным певец начал передавать свой опыт молодым. Преподавал в консерватории на кафедре вокала, позже – на кафедре хорового пения. Работал и в Музыкальном училище имени К.Раутио. «Я пропел со студентами весь классический репертуар, что называется, от Баха до Оффенбаха. В годы работы в консерватории я записал на радио замечательный свиридовский вокальный цикл на слова Роберта Бернса. Радио Карелии, его музыкальная редакция (Э.Чернина и Т. Петрова) подвигли меня на записи Чайковского, Мусоргского — его «Песни и пляски смерти» с симфоническим оркестром радио под управлением Ф. Глушенко. Свиридова много пел — на слова Некрасова, Есенина, Твардовского... Шостаковича на стихи Евтушенко — «Смерть Степана Разина». 

Не забывал Виктор Сергеевич и о концертной деятельности, выступал и за границей, тогда это удавалось не каждому (в составе концертных делегаций выступал в Финляндии, Швеции, Германии и Франции). Зарубежная музыкальная критика характеризовала его как «одного из лучших высоких басов России». Его выступлениям аплодировали в Нижнем Новгороде, в филармонии Санкт-Петербурга, в музыкальной Академии им. Гнесиных в Москве. Артист активно участвовал в работе Союза композиторов Карелии, имел благодарности не только от композиторов Карелии, но и от Союза композиторов СССР. 

В последние годы жизни Виктор Каликин работал в Петрозаводском государственном университете, где был одной из самых заметных фигур. Виктор Сергеевич занимался постановкой певческого голоса с ребятами из университетского хора и с любителями пения; вел факультативы по постановке речевого голоса у студентов филологического и исторического факультетов. 

За вклад в развитие культуры России Виктор Каликин был награжден Золотой Пушкинской медалью «Фонда 200-летия А.С.Пушкина», а в 2000 году признан одним из ста лучших людей Карелии. Он был организатором и участником традиционных Дней славянской письменности и культуры – праздников духовности, посвященных памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кроме этого, активно участвовал в работе Общества русской культуры и выступал на вечерах Онежского землячества.

В октябре 2008 года комиссия по культурно-историческому наследию Республики Карелия приняла решение об увековечении памяти Виктора Сергеевича Каликина установлением мемориальной доски на доме № 26 по пр. Ленина г. Петрозаводска, где артист жил в течение многих лет. 25 октября 2012 года – в день ухода певца из жизни – состоялось торжественное открытие памятной доски (автор проекта – известный в республике скульптор, заслуженный деятель искусств Карелии Людвиг Давидян).

 

В статье использованы материалы мемориального сайта, посвященного Виктору Сергеевичу Каликину (http://kalikin.amoti.ru/)

Просмотров: 5 740