Отдел маркетинга и рекламы

(8142) 77-45-57

Режим работы:
пн — пт: 10:00 — 18:00

Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00

Гастроли в Финляндии

10 ноября 2012, суббота

Буквально пару месяцев назад Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии дал концерт в финском городе Йоенсуу. Вернувшись, музыканты успели немного передохнуть, выступить с запланированными концертами в родной филармонии и вот – очередная поездка за рубеж. И снова – Финляндия. С 1 по 7 ноября по приглашению финского пианиста Паули Кари оркестр дал концерты в нескольких городах, в том числе и в столице Суоми – Хельсинки, где мне удалось побывать и лично оценить выступление. Зал во Дворце Музыки, который чуть более года назад открыл свои двери для всех любителей музыки, является одним из лучших залов Европы. Поэтому и волнений, говорят наши музыканты, было больше обычного. Но многообещающая программа (М.Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила», С.Рахманинов – Фортепианный концерт №2, Ф.Шопен – «Большой блестящий полонез», опус 22 и Г.Берлиоз – «Фантастическая симфония»), дирижерская палочка в руках обаятельного и эмоционального испанца с Пальма-де-Майорка Хосе Мариа Морено, выступление в качестве солиста финского пианиста Паули Кари – все предпосылки успешного концерта были! Однако планы не всегда реализуются должным образом. Смогли ли наши музыканты совладать с переживаниями, нашел ли общий язык с оркестром финский пианист, и что подумала публика, когда в самый кульминационный момент палочка из рук дирижера улетела в оркестр?

– Нашего пианиста Паули Кари я неоднократно слышала у нас в стране, - поделилась своими впечатлениями после концерта одна из гостей Марья-Леена Лехтимяки, - но ваш оркестр я слышу впервые и он поразил меня своим профессионализмом.

– Слушая Рахманинова, я ожидал яркости в партии пианиста, но, по-моему, не все удалось. А вот от Глинки я под сильным эмоциональным впечатлением! - восторженно рассказал Лаури Хямяляйнен.

– Дирижер! Что-то потрясающее он творил за пультом! А полет палочки! Да от такого темперамента что угодно полетит. Оркестр под его руководством звучал так хорошо, что до сих пор бьется сердце в такт музыке. Особенно меня тронул Берлиоз, - с чувством удовлетворенности от концерта отметил еще один гость из соседнего города Вантаа. 

Однако мнения публики и одного из музыкальных критиков Хельсинки разошлись. Отмечу, что уже через пару дней в самом популярном новостном столичном издании «Хельсингин саномат» появилась реценция Ханну-Илари Лампила на концерт 4 ноября. Он отмечает, что заявленное организаторами название программы «Классики киномузыки при свечах» («Elokuvamusiikin klassikoita kynttilän valossa») никак не оправдано. И с ним нельзя не согласиться! «Несмотря на то, что отрывки из исполненных произведений часто звучат в кинофильмах, – пишет Ханну-Илари, – они никоим образом не являются специально написанной для них музыкой, это название - лишь рекламный трюк». Заслуживал критики и ведущий концерта, в речи которого, по словам Лампила, не было ничего общего с темой программы. В целом, заметка финского критика настроена на выявление лишь проколов со стороны организаторов и участников концерта. И только в последних строках своего материала Лампила все же находит яркие стороны в игре собственно нашего оркестра. Он пишет: «”Фантастическую симфонию” Берлиоза оркестру удалось показать с самой лучшей стороны. Здесь были и драматические краски, и лирические настроения, и темперамент». На этом критик свой материал завершил. И это удивительно! Ведь была упущена, на мой взгляд, та деталь из программы концерта, благодаря которой он не просто завершился на яркой ноте, но и произвел фурор: публика аплодировала стоя! В дополнение к только что исполненному Берлиозу, музыканты на бис сыграли «Финляндию» Яна Сибелиуса, где вокальную партию на финском языке блестяще исполнил сам испанский дирижер Морено, растопив своим лирическим голосом сердца финской публики. Бурные овации не заставили себя долго ждать!

Музыканты довольны выступлением, как и солист Паули Кари, и, конечно, Хосе Мариа Морено, который сразу после завершения гастролей с карельским оркестром улетел к себе на родину, где он является музыкальным и художественным директором Palma de Mallorca Teatro Principal. Наши музыканты вернулись в Петрозаводск. Кто-то из публики в Хельсинки заметил: нам бы сюда таких профессионалов, как у вас. Будем надеяться, что руководство нашей республики сделает все возможное, чтобы у карельских музыкантов из оркестра и мысли не было уехать. И было бы здорово, если бы гордость за наших музыкантов выражалась не только словами, но и весомой материальной поддержкой. Чтобы гордиться нашими музыкантами уже их симфонического оркестра не стали бы наши соседи.

 

Анастасия Сало
композитор, член Союза композиторов России

Просмотров: 27