Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Анастасия САЛО и Тимо КИННУНЕН: «Дитя двух культур»

25 февраля 2012, суббота

24 февраля публика, пришедшая в Большой зал филармонии на концерт, посвященный открытию Года культуры Северной Финляндии в Республике Карелия и Дням «Калевалы» в Карелии, аплодировала не только хорошо известным сочинениям – Сюите на темы «Калевалы» Ройнэ Раутио и симфонической поэме «Финляндия» Яна Сибелиуса. Свои первые аплодисменты получила картина для баяна с оркестром «В пещерах Севера» молодого композитора Анастасии Сало, которую исполнили Симфонический оркестр филармонии под управлением Мариуса Стравинского и финский солист Тимо Киннунен.

Анастасия хорошо известна Петрозаводску: в ее творческой биографии работа в музыкальных школах города и на карельском телевидении, она участвует в музыкальной жизни Союза композиторов Карелии, активно работает над собственными проектами (среди которых выпуск сборника детской музыки, мастер-классы для юных композиторов и т.д.). «Картина «В пещерах Севера» – новое сочинение, законченное в начале февраля 2012 года, написано по заказу Т.Киннунена, ранее не раз исполнявшего музыку А.Сало.

Чрезвычайно любопытно обсудить с композитором и с первым исполнителем сочинения, как рождается музыка, которую ты только что слышал в первый раз. Итак, беседуем с Настей Сало и Тимо Киннуненом.

– При каких обстоятельствах вы познакомились?

ТИМО. Первый раз мы встретились на Международном фестивале современной музыки «Time Of music» в Виитасаари в 2005 году. В этот небольшой городок съезжаются музыканты со всего мира. Дома там стоят среди леса, и в такой поэтичной обстановке все посвящено только современной музыке.

АНАСТАСИЯ. До того лета лично Тимо я не знала. Слышала о нем, но соприкоснуться с его исполнительской деятельностью не доводилось. Помню, что он сразу очень заинтересовался мною как композитором. И оказался настойчив! (смеется).

– Тимо, Вы специально обратились к Анастасии с просьбой написать для Вас музыку?

ТИМО. Мне было любопытно познакомиться с Настей, пообщаться с ней, потому что она – композитор, выросший на российских и карельских традициях, одновременно с финскими. Имея финские корни, она часто бывает в Финляндии. Поэтому было интересно узнать, что может родиться у композитора, который «варится» в двух культурах. Позже, в 2010 году, когда я выступал в Петрозаводске на Днях Республики Карелия, появилась идея: хорошо бы создать такое сочинение для баяна, которое бы объединило две территории – Карелию и Финляндию.

АНАСТАСИЯ. А что объединяет Карелию и Финляндию? Сразу в памяти возникает эпос «Калевала». Однако произведение «В пещерах Севера», которое родилось в результате, напрямую никак не связано с «Калевалой». Однако по-фински это название звучит как «Pohjolan luolissa», соответственно, его также можно перевести и как «В Пещерах Похъелы».

ТИМО. Было интересно наблюдать, как в этой музыке прослеживается отдаленная связь с калевальской тематикой; как, после прочтения эпоса, который композиторами неоднократно воплощался в музыке, появилось сочинение с новыми свежими краскам.

АНАСТАСИЯ. Хотя я не подразумевала показать в музыке именно Похъелу. Образ пещер, на котором на остановилась, полон мистики и загадок, заставляет наши сердца биться – то ли от страха и неизвестности, то ли от захватывающих в них обстановок, то ли он желания открыть для себя новое.

– То есть содержание будущего произведения вы вместе не обсуждали…

АНАСТАСИЯ. Нет. Сошлись на том, что-то общее, объединяющее нас – это природа. Предложения написать музыку именно о пещерах не было – это полностью моя «придумка». Вообще, все, что сейчас получилось – это подарок судьбы. Уже давно я влюблена в баян. В свое время невольно свел меня с этим народным инструментом композитор Альбин Леонидович Репников. Его музыка для баяна настолько покорила меня, что я стала буквально бредить идеей написать произведение для баяна с оркестром. Помню, поделилась идеей с Альбином Леонидовичем, а он в шутку говорит: «Погоди, не пиши быстро, дай я свое произведение допишу, а потом давай и ты». Это была весна 2007 года. А осенью композитора не стало…. Я так и не нарушила просьбу Репникова, сочинение осталось в черновиках и только. Потом появился Тимо Киннунен со своим предложением... Началась новая волна, в которой соединились память о великом композиторе, желание писать новую музыку для баяна, природа моего родного края и страны моих финских предков... Вот так все сошлось в одно, и я этому очень рада!

– Тимо, оправдались ли Ваши ожидания?

ТИМО. Для меня неожиданностью стало то, что от изначальной идеи «написать сочинение для баяна с оркестром» родилась такая огромная картина. При соблюдении всех темпов она звучит почти 25 минут. Находясь на сцене, ты чувствуешь, как погружаешься в природу, в северные скалы и пещеры… Это сочинение захватывает, на протяжении всех всего времени от него не устаешь. Это не просто зарисовка природы – происходит смена картин: есть и танец, и мистика… Музыка не надоедает! Хочется играть и играть.

АНАСТАСИЯ. Когда я спросила Тимо, не затянуто ли сочинение, он ответил, что некоторые места можно было сделать протяженнее, хочется подольше побыть в этой мистике.

– Настя, изначально «В пещерах Севера» задумывалось как сочинение двухчастное (основная часть и вальс). В процессе осталась одна большая часть. Будет продолжена работа над этой музыке, будет ли возврат к циклу?

АНАСТАСИЯ. Сейчас, когда состоялась премьера и есть запись, я могу вслушаться в каждую ноту, каждый момент звучания. Есть пара фрагментов, которые я доработаю. Это связано с формообразованием, с тем, чтобы произведение воспринималось естесвенно, без передержек, но с достаточной степенью высказанности. Поэтому могу сказать точно: небольшое дополнение в произведении будет.

– Тимо, часто ли Вы выступаете с симфоническими оркестрами?

ТИМО. Я выступал с городскими оркестрами Оулу, Ваасы, с оркестрами Германии, Исландии… Достаточно много. С симфоническими оркестрами я играю как раз современную музыку. Также выступаю и как солист… По моему заказу написано свыше 200 произведений. Причем пишут композиторы всего мира, ну, может, только кроме стран Африки.

– Настя, как принимают твою музыку в России и Финляндии? Считают ли ее сложной для восприятия?

АНАСТАСИЯ. В Финляндии как раз увлекаются модерновой музыкой. Мелодика, свойственная традиции, или отходит на второй план, или уходит совсем. В Финляндии меня часто просят писать посовременнее. А в чем проявляется эта современность? Средства, язык, техника? Музыка может быть написана в любой технике, может быть ее синтез, даже самые парадоксальные вещи возможны.... Но без идеи все это не имеет смысла. Да, согласна, эксперименты рождают открытия. Но зачастую и не рождают. В своем творчестве я все же опираюсь на традиции. В новом сочинении «В пещерах Севера» делаю вкрапления, подобные «шуму ветра» или «скрипу двери». Просто для того, чтобы ощущения присутсвия слушателя в пещерах были бы приближены к реальности.

– Кстати, а как реагировали музыканты Симфонического оркестра на то, что им необходимо исполнять и «шумовую партию» - партию ветра?

АНАСТАСИЯ. Мне нравится работать с нашим оркестром. Музыканты понимают меня с полуслова. Конечно, не в каждых нотах они видят такие приемы: тут и отвлечься можно от традиционного исполнения, и посмеяться... Меня всегда вдохновляет такая рабочая обстановка.

– Много ли в Финляндии композиторов? И могут ли они позволить себе быть только композиторами?

ТИМО. Композиторов много, и с каждым годом их численность растет. В Союз композиторов входит свыше сотни человек, может, около 150... Исходя из численности населения – это достаточно много. А ведь это только те, кто считается официальными членами Союза композиторов, а сколько композиторов не входят в Союз и при этом активно пишут музыку… Вообще в Финляндии немного композиторов, которые живут только тем, что пишут музыку. В большинстве случаев композиторы еще и преподают в учебных заведениях. Позволить себе только писать музыку могут лишь те, кто живут за границей. И то, если это такие выдающиеся композиторы, как Кайя Саариахо, которая много лет живет во Франции.

– Есть ли в Финляндии интерес к музыке молодых композиторов?

ТИМО. Если это огромный фестиваль, как в Виитасаари, который проводится раз в год, то там публики очень много. Всегда залы забиты…

АНАСТАСИЯ. Аналогичные фестивали в Хельсинки и Тампере тоже собирают полные залы, поскольку очень хорошо работает реклама. А если будет просто концерт современной музыки… Я могу точно сказать, что если реклама не сработает, то и народу будет мало.

ТИМО. Но все еще зависит и от того, что играют, кого играют.

– В Финляндии больше интересуются современной музыкой? Скажем, будет лик интерес слушателей в Оулу выше, чем у публики в Петрозаводске?

ТИМО. Да, в Финляндии больше интересуются современной музыкой, там гораздо больше людей, которые, увидев в афише современное произведение, купят билет на премьеру. В России с программой современной музыки нужно быть осторожнее, в ней должно быть что-то, что привлечет публику. Я всегда стараюсь думать о том, кто будет слушать то, что я исполняю. Сложно сказать, насколько публика в Финляндии и Карелии различна. И там, и там публика музыкой интересуется, интерес проявляется с разных сторон. Например, здесь, в Петрозаводске, интерес может вызвать такой факт: как финский музыкант исполнит современную музыку, а в Финляндии люди пойдут на сочинение… Причем, с большим интересом пойдут как музыканты, так и представители других профессий.

– Каков процент молодежи на концертах в Финляндии?

ТИМО. На концерте классической музыки людей в возрасте будет больше, чем молодежи. Но если в программе есть современная музыка, то окажется наоборот. С каждым годом публика молодеет: на данный момент в залах примерно 50 процентов публики молодежной.

– Наметились ли творческие планы композитора Анастасии Сало и музыканта Тимо Киннунена?

ТИМО. Идеи есть, жизнь все расставит по своим местам. Есть планы, связанные с Настей как с композитором. Есть идеи по привлечению карельских музыкантов… Вполне возможно, что в будущем «В пещерах Севера» будет исполнено и в других городах России и Финляндии.

АНАСТАСИЯ. Сейчас идут переговоры…. Уверена, что наше сотрудничество продолжится!

Просмотров: 5 658