Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

«Мой выход на сцену можно сравнить с работой гипнотизера»

9 января 2014, четверг

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Москонцерта, и Вокального трио «Лада», преподаватель Государственного музыкально-педагогического института имени М.Ипполитова-Иванова Татьяна Семушина впервые выступила в Петрозаводске в программе абонемента № 4 «Оркестр “Онего” приглашает». Концерт прошёл на одном дыхании – сидящие в зале пели вместе с певицей «Мы на лодочке катались» и «Валенки», заслушивались песнями «Ромашки спрятались» и «Я бедовая», а на бис Татьяна Семушина спела а капелла.

Впечатлениями от концерта, любовью к народной песне, рассказом о северных костюмах и о том, как воздействует голос певицы на слушателя, Татьяна Семушина поделилась в интервью.

– Татьяна, сегодня Ваш образ и голос уже неотделимы от народной песни. Кто привил любовь к этому жанру?

Моя мама увлекалась народным пением, руководила хором, поэтому я очень рано начала петь – практически одновременно с тем, как начала говорить. Родители записывали, как я в три с половиной года пою – у меня есть эти записи. Потом когда у меня в семь лет появился свой магнитофон, я сама стала себя записывать. В музыкальной школе не хватало музыкальных работников, и я разучивала с классом песни, которые знала. Кстати, когда четыре года назад я попала на встречу выпускников, то очень удивилась, что весь класс знает, помнит и любит те песни. Мы сидели в ресторане и с большим удовольствием пели их. Оказывается, у меня класс был «заражён» пением: никогда не думала, что ребята настолько лояльно и тепло относятся к тому, что я пою.

– Какие песни пели в школе?

Разные. Это было советское время, поэтому пионерские, эстрадные, ну, и народные… Я никогда не занималась фольклором как таковым, я всегда пела песни, которые уже выносились на эстраду. Благодаря маме, любила песни Ободзинского, Герман, много слушала Высоцкого, очень любила петь песни Кристаллинской.

– То есть, уже в школе стало понятно, что Вы будете петь и в будущем?

Получилось так, что я не выбирала профессию, она сама меня выбрала. Пела я с малых лет, потом пошла в музыкальную школу, проучилась год на фортепиано и ушла. Мы жили в Приморском крае, в маленьком военном городке, поэтому, когда в школу пришла новая учительница и ей сказали, что была девочка, которая хорошо пела, она разыскала меня и уговорила идти учиться на хоровое отделение. Я согласилась, но попросила не ставить мне уроков по фортепиано. Сейчас понимаю, что зря…

– Можно сказать, что Вам везло в жизни с людьми?

На моём пути совершенно случайно встречались люди, которые мне помогали. Специально для меня в музыкальной школе наняли педагога, чтобы вести сольное народное пение – это был второй значимый в моей жизни человек. Она очень много дала мне, была чудесной исполнительницей, всё, что она пела – всё мне нравилось. Я могу похвастаться, что окончила музыкальную школу по классу сольного народного пения – тогда это было уникально. К 15 годам я уже была солисткой Детского инструментального ансамбля, ансамбля «Россияночка» и ансамбля «Сударушка».

– Всё давалось легко с самого детства?

Гладко было не всё. Например, я не могу похвастаться, что учёба проходила легко. Я гастролировала и получала довольно приличные деньги – гораздо больше, чем педагоги за месяц, поэтому были проблемы в колледже… К тому же, я не могу похвастаться уникальной памятью.

– Пока преодолевались эти проблемы, сформировался стальной характер?

Негативную реакцию, которой могу обидеть, я научилась останавливать. Когда же защитить надо себя, это не срабатывает, ком в горле и всё… Я очень обидчивое создание.

– Ранимая душа, мне кажется, чувствуется в Вашем исполнении…

Я пою только то, в чём могу высказаться, у меня нет в репертуаре песен, которые прошли мимо меня, мимо моей души. Мне кажется, что мой выход на сцену можно сравнить с работой гипнотизёра. Моя задача – помочь зрителю, пришедшему на концерт, отдохнуть, порелаксировать. Я и сама на сцене хочу погрузиться в это состояние, подумать о хорошем, о любви.  Для меня важно, чтобы зрителю было комфортно с тобой дышать. Не обязательно подпевать – можно просто слушать. Мне нравится, когда на эту волну настраиваются музыканты. Кстати, у вас совершенно чудесный коллектив. Когда у нас была репетиция, и я работала «на оркестр», то видела, как оркестранты пели со мной. Это просто замечательно, очень приятно! У вас потрясающий дирижёр – активный, деятельный, ему нужно, чтобы всё гремело. Он – очень обаятельная личность.

– Чья была идея дополнить поцелуями песню «Мы на лодочке катались»? Геннадия Ивановича?

Это сама песня диктует, но столько раз на сцене я целовалась впервые. Дирижер отработал по полной программе!

 – Последнюю песню Вы спели а капелла, и зал замер. Часто поёте без оркестрового сопровождения?

Я люблю акапельное пение, здесь ничего не мешает, есть только твоё дыхание и душа. В этот раз без сопровождения оркестра я спела только две песни. Это было моё знакомство с городом, зрителями, музыкантами – всё же программа должна была оказаться ударной, чтобы не дай Бог никто не уснул! (смеётся).

Акапельное пение очень специфично. Когда я заканчивала музыкальную школу, у меня была получасовая акапельная программа. Потом я даже хотела записать диск… Сейчас мне кажется, что сначала нужно сделать себе имя, а потом делать такую программу, и любители соберутся. Пока очень сложно объяснить слушателю, что придя на подобный концерт, они не получат драйва.

– Вы на сцене – настоящая русская красавица: длинная коса, красивейшие северные костюмы…

Над моим образом поработали мои родители (смеётся). А вот костюмы – это очень щепетильная тема, я все время о них думаю, они постоянно находятся в разработке и не все получаются удачными. Те, за которые не стыдно, которые я готова показывать на телевидении и на сцене – их шесть. Правда, есть ещё пара очень стильных платьев, но они «не читаются» издалека, со сцены. Всю их красоту можно оценить только вблизи: например, костюм с настоящим кукарским кружевом, сплетенным на коклюшках (ручная работа из Кировской области), с пелериной и капюшоном. В костюмах я только отдалённо придерживаюсь северного, свадебного, боярского стиля конца XIX века, но я не позиционирую себя как фольклорная певица. Мне в первую очередь важно, чтобы был услышан текст песни.

Просмотров: 5 095