Отдел маркетинга и рекламы

(8142) 77-45-57

Режим работы:
пн — пт: 10:00 — 18:00

Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00

Тут как в «Гарри Поттере»: не ты выбираешь волшебную палочку, а она тебя

4 декабря 2015, пятница

Открытие абонемента «Звезды XXI века» прошло с участием лауреата международных конкурсов виолончелиста Александра Рамма. В июле 2015 года он одержал главную в своей стремительной карьере творческую победу — завоевал II место и серебряную медаль на XV Международном конкурсе имени П.Чайковского.

Этот тот самый виолончелист, который в детстве очень хотел играть на скрипке, но предприимчивые преподаватели, дабы не терять энтузиазма юноши, предложили ему виолончель со словами «Та же скрипка, только побольше, и на сцене сидеть можно». Так Александр Рамм стал виолончелистом.

В его руках звучали раритетные виолончели из Государственной коллекции уникальных инструментов. Музыкант играл на старинной виолончели миланского мастера Пьетро Мантегацца, а также виолончели работы Антонио Страдивари. Сегодня в арсенале Рамма — виолончель современного мастера из Кремоны Габриэля Жебрана Якуба.

 

– Александр, наверное, самый часто задаваемый вопрос: как изменилась жизнь после конкурса Чайковского?

Я ещё толком не осознал. Это была мечта, к которой путь был очень долгим. Фанфары отгремели, но жизнь на этом не заканчивается, а, можно сказать, только началась. В количестве концертов значительно  ничего не изменилось, потому что, благодаря поддержке Московской филармонии и Санкт-Петербургскому дому музыки, на протяжении последних трёх лет я даю около тридцати-сорока концертов за сезон в России и за рубежом. Повысилось качество концертов. Возросла и ответственность – запредельная ответственность. Казалось бы, ад под названием «конкурс» закончился, но теперь каждый выход на сцену – это подтверждение или не подтверждение уровня.

– Какое самое интересное предложение поступило Вам после конкурса?

Самые ответственные для меня концерты – это те, которые мы играем с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Первый выход с Валерием Гергиевым в новом сезоне был на сцену зала Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, затем играли в Бирмингеме.

– Как относитесь к выступлениям в маленьких российских городах?

Я обожаю играть в России, потому что публика здесь тёплая и отзывчивая. Даже если не знает музыканта.

Проект, благодаря которому состоялся Ваш приезд в Петрозаводск, носит название «Звёзды ХХI века». Как Вы относитесь к такому громкому названию? Оно помогает повысить самооценку?

Я к таким названиям отношусь спокойно. Это всего лишь название, но отрадно, что Московская филармония верила в нас, артистов, участвовавших в этой программе. Многие солисты стали лауреатами конкурса Чайковского, другие стали лауреатами других престижных конкурсов. Так что спасибо и низкий поклон.

Вы уже ощущаете себя звездой?

Нет-нет. Никакого самолюбования, ведь, как известно, нужно любить музыку в себе, а не себя в музыке. Поэтому наша задача – познакомиться с филармониями, а филармонии получают возможность понять, нравятся ли молодые солисты, как их принимает публика, возможны ли концерты в следующих сезонах... Часто зовут во второй раз, и мы обожаем возвращаться во многие города.

Вы играли на многих старинных инструментах, а сейчас в ваших руках виолончель современного мастера. Чем она лучше собратьев двухсот-трехсот сот летней давности?

Послушав звучание моей виолончели, все удивляются, что этот инструмент сделал мастер Жебран Якуб в 2009 году. Ему 37 лет, он живёт в Берлине, имеет русские и сирийские корни. Его мама виолончелистка, он сам играет на виолончели, поэтому, когда занялся изготовлением музыкальных инструментов, знал, что нужно музыканту. Все сходят с ума от его инструментов, к тому же стоимость несравнима со старинными, а по звуку ничуть ни хуже.

Как Вам удалось найти этого талантливого мастера?

Как-то раз, в году 2010-м, я встретил в консерватории Сашу Бузлова, которого люблю и уважаю как виолончелиста и человека. Он предложил послушать его новую виолончель, которой тогда было всего полтора года. Я послушал и просто обалдел! Особенно от цены, за которую Саша купил её. Я ещё тогда загорелся купить подобный инструмент, а сыграв на XIV конкурсе Чайковского и, не пройдя в финал с инструментом из Госколлекции, я решил заказать у того мастера новый инструмент. Тем более что за такую цену, такой звук – это просто подарок. Но в 2011-м Бузлов решил взять инструмент поновее, у того же мастера, а мне повезло: мне досталась его виолончель и, мне кажется, мы очень подошли друг другу. Этот инструмент гораздо ярче остальных инструментов этого мастера… На мой предвзятый взгляд.

Чем же он вас так поразил?

Этот инструмент заполняет любой зал – это огромный плюс. Часто бывает, что старинный инструмент, фантастический звучащий, тембр – мёд, но когда его за оркестром не слышно, то не слышно и его тембра. Вообще, я верю, что существует баланс тембра и силы звука, как сообщающихся сосудов. Если больше тембра, то меньше силы, больше силы – меньше тембра. Я верю, что в моём инструменте этот баланс находится почти на равном уровне.

Встреча со своим инструментом так же важна, как встреча со своей половинкой? Надолго и, может быть, навсегда?

Если понравимся друг другу... Тут как в «Гарри Поттере»: не ты выбираешь волшебную палочку, а она тебя. Часто бывает, что через полгода понимаешь, что не подходите друг другу. Но я играю уже больше четырех лет, и с каждым днём становится только лучше. Те люди, которые слышали её раньше и сейчас отмечают прогресс, а новый инструмент будет прогрессировать и дальше.

– В Ваших руках звучали разные старинные инструменты, есть ли те, к которым хотелось бы вернуться?

Мой инструмент – тот, к которому хочется возвращаться каждый день. Среди старинных есть разве что один, который поразил меня: я пять минут играл на виолончели, которая принадлежит фантастическому норвежскому виолончелисту Трульсу Мёрку. Он известен во всем мире, правда, в России пока не очень, но приезжает в Россию на фестиваль Ростроповича и устраивает фурор. А чтобы вернуться к тем инструментам, на которых я уже играл, то – нет, мой – лучший из того, что было и, наверное, будет.

– Обычно детей в музыкальную школу приводят родители. Как считаете, они тогда сделали правильный выбор?

В музыкальную школу я пошёл сам, вернее, заставил маму, чтобы она отвела меня туда – после того, как в детском саду исполняли живую музыку, это был ансамбль из местной музыкальной школы в Калининграде. Я был восхищён! Меня впечатлили мои ровесники, и я захотел стать скрипачом. В скрипачи в семь лет меня не взяли, предложили виолончель, и я считаю, что это судьба и божественное провидение. Я, конечно, люблю многих скрипачей, которые играют так, что улетаешь в другие миры, но звук скрипки – излишне высокий для меня. В отличие от виолончели, звук которой имеет репутацию человеческого тембра. Но самое главное – на инструменте нужно петь, а виолончель, как никакой другой, подходит для этого.

Внешне Вы не похожи на академического музыканта. Кажется, что Вас скорее можно встретить на рок концерте с бас гитарой… Кстати, как относитесь рок-музыке?

Прекрасно, у меня роковая душа, я на нём вырос – ещё в утробе матери слушал «Pink Floyd», «Queen», что и сформировало мой вкус. Русский рок, всё-таки, больше опирается на лирику, тогда как зарубежный  рок отталкивается от музыки, а это для меня основное. Ещё очень люблю творчество таких групп, как например «Red Hot Chili Peppers», то к чему они пришли в начале 2000-х – это, на мой взгляд, квинтэссенция их стиля.

Рок и фанк часто слушаю в машине. А классику мне за рулём слушать опасно, я сразу начинаю профессионально и эмоционально погружаться в музыку.

Как Вы относитесь к кино? Когда мама кинокритик, наверное, есть список фильмов, которые обязательно нужно посмотреть? 

Сейчас мама советует посмотреть «Мефисто» и «Кабаре», но руки всё никак не доходят. Бывает, что она советует что-то на протяжении трех лет и очень сердится, что я не посмотрел. Мы много обсуждаем фильмы, но я никогда не воспринимал её анализ как истину в последней инстанции, потому что она – профессионал, а я оцениваю с другой точки зрения. Но послушав маму, я обязательно посмотрю кино, чтобы сравнить впечатления.

 

Просмотров: 29