Концерт проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
Действует «Пушкинская карта»
Исполнение Реквиема Верди – всегда грандиозное культурное и историческое событие, собирающее только на сцене около двухсот человек.
«Уже есть так много, много заупокойных месс! Нет нужды добавлять к ним еще одну», – скромно говорил 65-летний Джузеппе Верди, откладывая в сторону наброски Реквиема… с тем, чтобы вскоре вернуться к своему замыслу и в 1874 году закончить мессу. Память о великих соотечественниках заставила оперного композитора взяться за текст католической службы, сменив чувственность итальянского языка строгостью латыни.
В 1868 году скончался оперный маэстро Джоаккино Россини. Верди никогда не питал к нему особо теплых чувств, но смерть музыканта глубоко взволновала его. Вскоре он предложил самым выдающимся итальянским композиторам объединиться для написания реквиема памяти Россини. Однако благородная инициатива была подавлена обстоятельствами. 22 мая 1873 года страну постигла еще одна утрата – скончался поэт Алессандро Мандзони. Верди преклонялся перед Мандзони и приложил все силы, чтобы в годовщину смерти почтить память своего кумира траурной мессой. На этот раз все случилось так, как задумал композитор. Торжественная премьера прошла в Милане под управлением автора и с участием лучших певцов Италии.
Сейчас Реквием исполняется в концертных, а чаще – театральных залах. Последнее представляется очень естественным, ведь он ярко театрален. Возможно, латинский текст дал композитору желанную свободу от оперных штампов, с которыми он всю жизнь боролся. Эта свобода позволила Верди сконцентрироваться на главном – чувствах человека в роковой миг между жизнью и смертью. Реквием близок по стилю поздним операм Верди, прежде всего создававшейся одновременно «Аиде».