Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Владимир ГАЙКОВ: «Поющий инструмент»

28 декабря 2000, четверг

«Литавры в руках Гайкова – поющий инструмент»

(Олег Солдатов)

Газета «Филармония», № 10 (29), декабрь 2000 г.

Автор: Лариса Красавцева

Композиторы, начиная с Д. Шостаковича и Э. Вареза, используют в конкретном музыкальном эпизоде только ударную группу, иногда включающую до одиннадцати инструментов. Раньше разнообразием ударных отличались оркестры оперных театров. Сегодня, благодаря изобретателям, композиторам, исполнителям в симфонических оркестрах все чаще появляются новые ударные инструменты.

Яркой иллюстрацией к богатому и звонкому миру ударных станет третий концерт абонемента № 6 «Музыкальные утренники для детей и родителей».3 декабря на концертной сцене Дворца творчества детей и юношества произойдет рождение нового ансамбля ударных инструментов под руководством заслуженного артиста России и Карелии ВЛАДИМИРА ГАЙКОВА. Коллектив создан в этом году, в него вошли студенты музыкального училища и консерватории. Впервые филармония представит ансамбль ударных инструментов, в котором участвуют не только музыканты симфонического оркестра. Как специалистам, так и искушенной публике, вероятно, будет интересно услышать партию скрипки в переложении для ксилофона. В этом есть некоторая экзотика, хотя ксилофон – такой же мелодичный инструмент, как и любой другой. В концерте будет использован и такой интересный инструмент, как бутылкофон (бурлески О. Балаша).

– Ударные инструменты меня привлекали с раннего детства, – с удовольствием вспоминал беззаботное время Владимир Михайлович. – Я жил в небольшом городке на Кольском полуострове – Кандалакше. Тогда в армии было очень много оркестров. Я был в семье самым младшим, в детский сад не ходил и музыкальную школу не оканчивал. Но как только слышал звуки военного оркестра, которые часто готовились к различным праздникам или парадам, я был там первый. Музыканты всегда общались с удовольствием, разрешали поиграть и в какой-то степени помогли мне. Конечно, больше всего меня тогда интересовал барабан. Позже в училище я концертировал в агитбригадах, сам выбирал себе программы и в качестве солиста выступал в Германии, Финляндии, Франции, Швеции.

Сегодня Владимир Гайков – литаврист Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, в котором работает с 1964 года.

– У литавриста особая функция, – говорит Владимир Михайлович. – На сцене часто происходит какая-то определенная картина: идиллия, тишина, скрипочки… Когда надо все это разрушить и направить совсем в другое русло, чаще всего используют литавры. Это очень ответственная ритмическая и гармоническая функция, кроме того литавры выступают как солирующий инструмент.

А соло Гайкова запоминается многим гастролерам. Например, спустя пятнадцать лет после своего выступления с нашим оркестром, пианист Николай Петров сказал, что за все эти годы он не встречал литавриста лучше Гайкова. Последним, кто делал музыканту аналогичный комплимент, был дирижер Дмитрий Хохлов (Санкт-Петербург): «С Вами, как за каменной стеной».

– Мастерство Владимира Михайловича основано, прежде всего, на идеальном чувстве ритма, а ударные – это в первую очередь ритм, – говорит дирижер Олег Солдатов. – В ритмических рисунках он чувствует себя как рыба в воде и своей игрой держит весь оркестр. Дирижер Геннадий Рождественский приводил по этому поводу пример. Партия литавр в заключительной сцене балета И. Стравинского «Весна священная» написана таким образом, что, если литаврист исполняет её верно, то оркестр не нуждается в дирижере. Кроме того, Владимир Гайков – солист, а это – большая ответственность, так как заметен любой промах. У него прекрасное ощущение оркестра и знание музыкально литературы. И еще одно редкое качество мастерства Владимира Гайкова – у его литавр особый поющий звук, и он добивается продолжения этого звука в воздухе. Я всегда слышу, если за литаврами кто-то другой. И то слышу не только я.

Не найти сегодня в Петрозаводске музыканта-ударника, который не знаком с Владимиром Гайковым. А секрет в том, что все они – его ученики. Больше тридцати лет занимается Владимир Михайлович педагогической деятельностью. Окончив в 1967 году петрозаводское музыкальное училище, Владимир Гайков остался там преподавать.

– Я втянулся в это дело, можно сказать, со школьной скамьи, поэтому все ударники Петрозаводска – мои ученики. Преподавать начал рано, чтобы сохранить класс ударных инструментов музыкального училища. Мой учитель, канадский финн Олави Густавович Виитасаари, оставил педагогическую деятельность, как только у него появились мы – первые выпускники, которые смогли его заменить.

Позже, окончив консерваторию, с 1985 года Владимир Михайлович стал обучать и её студентов. Сегодня его ученики не только во всех оркестрах Петрозаводска, но и в Москве, Петербурге, Минске, Киеве, Израиле, Германии и даже в Мексике. И главное, что своими учениками музыкант очень доволен.

Сегодня коллектив Карельской государственной филармонии поздравляет Владимира Михайловича Гайкова с юбилеем. Мы не сомневаемся, что к нашим поздравлениям хотели бы присоединиться многие и лично поздравить музыканта, но… В свой день рождения Владимир Михайлович будет на сцене Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Шостаковича. 27 декабря Симфонический оркестр под управлением Олега Солдатова выступит на десятом Международном фестивале «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире».

Просмотров: 5 322