Петрозаводск остается знаменитым. Правда, эти слова полководца Суворова сегодня в большей степени можно отнести не к литейным цехам, а к той богатой культурной жизни, которую имеют возможность вести его жители. Это, в частности, относится к концерту, прошедшему в Карельской филармонии 18 мая в рамках фестиваля «Онего–Классик».
К нам на несколько дней вернулся любимый многими дирижер Мариус Стравинский. Маэстро приехал не один, а со знаменитейшим скрипачом Ильей Гайсиным. Блестящая игра артистов оркестра, безупречно подобранные Мариусом Стравинским произведения, уникальное звучание скрипки Ильи Гайсина – все это создало ту атмосферу праздника и куража, которую могут создать только высококлассные музыканты.
Открывшая концерт знаменитая симфония Йозефа Гайдна «Рассеянный» как будто специально была написана композитором, чтобы из года в год становиться эпицентром исторических анекдотов. Позволю себе процитировать письмо легендарного дирижера, кавалера не только высших наград СССР и РФ, но и Командора ордена Британской империи Геннадия Рождественского министру: «Могу повеселить Вас анекдотическим фактом. Я дирижировал в Большом зале консерватории симфонией Гайдна № 60. Гайдн сочинил эту симфонию на материале своей музыки к пьесе французского комедиографа Реньяра «Рассеянный». Поэтому в 6-й части, по пьесе соответствующей приходу музыкантов, он написал в партитуре: «Остановить оркестр и попросить настроиться, после чего продолжать шестую часть»... Я честно выполнил авторское указание и на следующий день прочел в «Коммерсанте», что оркестр под моим управлением играл так скверно, что я сам вынужден был его остановить и попросить настроиться!»...
Послушайте, пожалуйста, этот фрагмент симфонии, прозвучавший на концерте в Карельской филармонии:
И ведь у нас тоже не обошлось без анекдота. Один из видеооператоров по окончании первого отделения подошел ко мне и, пряча глаза от «неловкости за артистов», спросил: «Я, наверное, этот момент вырежу? Ведь дальше они так отлично играли…» Великий Гайдн – велик во всем: и через 200 с лишним лет слушатели «покупаются» на его розыгрыш.
А дальше был никем в России ранее не слыханный Концерт для скрипки с оркестром американского композитора Филиппа Гласса. Исполнительская манера игры выдающегося скрипача современности Ильи Гайсина – уникальна. Передать ее в письменной речи невозможно, поэтому скажу лишь несколько слов о том впечатлении, которое на меня произвел Концерт Гласса. Шарообразность и одинокость Земли стали осязаемы, и очень четко представился мне каждый слушатель таким маленьким и беззащитным с огромной скоростью летящим в черном и холодном безграничном пространстве. Это были одновременно восторг и тревога. Почему-то вспомнился Паровозик Чарли-Чу-Чу Стивена Кинга, увозящий к неминуемой гибели героев романа «Темная башня».
Вот, послушайте фрагмент:
«Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю»? С удовольствием добавлю еще один повод для гордости своим городом петрозаводчанам: Илья Гайсин, услышав эту музыку Гласса, буквально загорелся мечтой ее исполнить. А воплотил эту мечту у нас, с нашим симфоническим оркестром. И это здорово!
Завершала концерт рапсодия «Цыганка» Мориса Равеля. Народные цыганские мотивы, ритмы (браво группе ударных!), характеры музыки напоминали работу одного великого мастера, крупные мазки кисти которого ложатся на великолепное полотно, а нам, слушателям, повезло присутствовать на этом таинстве.
Будем ждать следующего филармонического сезона, представляя, какую программу подготовит для нас Мариус Стравинский – самый карельский дирижер и Британии.