11 мая Симфонический оркестр Карельской филармонии выступил в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Гастроли петрозаводских музыкантов в Северной столице стали уже доброй традицией, и наших артистов в городе на Неве любят и ждут. Концерт, на котором были исполнены Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфония №4 Сергея Танеева, прошел под управлением художественного руководителя и главного дирижера Анатолия Рыбалко. Солист - один из лучших виолончелистов мира Борис Андрианов.
Петербургские меломаны оценили мастерство наших артистов овациями, цветами, криками «браво!», «бис!» И сложность музыки Прокофьева, и малоизвестность, даже в культурной столице, произведений Танеева - все осталось в предконцертных пересудах, уступив место восторгу от соприкосновения с настоящим искусством. Признаюсь, посетив немало концертов Симфонического оркестра Карельской филармонии, на выступлении 11 мая я услышала новое его звучание: филигранная чистота и мощь наполнили Концертный зал Мариинского театра. Как оказалось, дело было не только в особой ответственности, которую чувствовали наши артисты, но и в деталях, на первый взгляд, не имеющих отношения к музыке.
Итак, обо всем по порядку...
ОТЗВУКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Не будет открытием утверждение, что акустика для концертного зала имеет первостепенное значение. Это понимали архитекторы прошлых лет, возводившие зрелищные учреждения, в которых звон от падения монетки на сцене был слышен на последнем ряду амфитеатра, понимают и современные проектировщики подобных зданий. Старожилы Петрозаводска знают, что Большой зал Карельской филармонии - это бывший зал заседаний Дома политического просвещения (ДПП). Помещение изначально не было предназначено для получения эстетического наслаждения искусством: здесь устраивались семинары и партхозактивы, а со сцены выступали партийные, профсоюзные, хозяйственные руководители, и мелодизм звучания их речей не имел никакого значения.
Введенный в эксплуатацию в 1969 году, Дом политического просвещения принимал на своей сцене многих известных политических деятелей, выступал там, кстати, и первый президент Российской Федерации Борис Ельцин. Надо ли объяснять, что, став одной из главных концертных площадок Карелии, акустические «достоинства» Большой зал бывшего ДПП не приобрел. Конечно, музыканты и инженеры «отстроили звук», пользуясь своей высококлассностью, свели потери для публики от неприспособленности зала к минимуму. Но, прослушав симфонию Танеева в Петрозаводске и через неделю в Санкт-Петербурге, невольно чувствуешь разницу. И вот, почему.
Концертный зал Мариинского театра - это единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями строительной науки и изначально предназначенный для проведения концертных программ. Возведенное в 1900 году, здание декорационных складов Мариинского театра в 2003-м полностью выгорело изнутри: остались только фундамент и фасад. На этом фундаменте французский архитектор Фабр и японский инженер Тойота и построили акустически отлаженный зал, обшитый специальными деревянными панелями. Презентация архитектурно-инженерного шедевра состоялась 29 ноября 2006 года. Сцену в зале можно трансформировать, управляя отдельными ее блоками, по разному располагать оркестровые группы. Вместимость подъемной оркестровой площадки – 130 мест. Стоит, пожалуй, добавить, что вместимость Концертного зала - 1110 зрителей и, что в нем установлен орган французской фирмы «Даниэль Керн».
Вам завидно? Мне - да. А, кроме того, очень жаль, что полноценное звучание нашего Симфонического оркестра, который на протяжении десятилетий входит в когорту лучших оркестров России, можно услышать не в родных стенах, а лишь на гастролях.
КАРЕЛЬСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ=ЗНАК КАЧЕСТВА
Фотосъемка в Концертном зале запрещена. И это - хорошо, потому что перед глазами слушателей не маячат планшеты и смартфоны, и ничто не мешает наслаждаться музы
кой. Правда, администрация может сделать исключение, например, для пресс-службы гастролирующей филармонии при соблюдении ряда условий. О таком исключении я договариваюсь с местным пресс-секретарем Екатериной:
- Вы из Карелии? Вам, конечно, можно. У нас к артистам Карельской филармонии особое отношение...
Эту согревающую душу фразу «У нас к артистам Карельской филармонии особое отношение» за день пребывания в Санкт-Петербурге пришлось слышать не один раз. Ее произносили петербургские музыканты, пришедшие в служебные помещения поприветствовать коллег из Петрозаводска, любимица нашей публики музыковед Наталия Энтелис, наш куратор от Мариинского театра и даже дежурные администраторы.
То почтение, с которым петербуржцы относились к нашим артистам, не могло не вызвать чувство гордости за Карелию. И как-то ненароком подкралась мысль: может, стоит в стране внедрять не только военно-патриотическое, но и культурно-патриотическое воспитание?
РИНГТОН И МУЛЬТИ-СПЛИТ СИСТЕМА
Слушая не студийные, а любительские записи ведущих симфонических оркестров мира, часто натыкаешься на прокравшийся в стройное звучание произведения рингтон. С этой бедой борются, но пока - победа за владельцами гаджетов. Вот и на концерте наших музыкантов, в тот момент, когда знаменитый виолончелист Борис Андрианов виртуозно исполнял Прокофьева, - в зале зазвонил телефон. Кто затесался в публику? Слон. Или близкий родственник другого слона из посудной лавки. Честно говоря, было не смешно. Уже после концерта, делясь впечатлениями, артисты говорили, что только благодаря мастерству дирижера и музыкантов, удалось «не посыпаться» и продолжить выступление на должном уровне.
Описывая чудеса Концертного зала, я не упомянула, что климат в нем можно регулировать. Но, учитывая, что общий объем зала составляет приблизительно 1300 кубических метров, одномоментно создать комфортные условия невозможно. Случилось так, что репетиция наших артистов пришлась на то время, когда свежий воздух на сцене уже присутствовал, а вот подогреть его еще не успели. Пришлось немного померзнуть. Но на самом концерте «погода» в зале была безупречной, как на Сейшелах - и свежий воздух, и тепло.
***
Успех - это самое подходящее слово, которым можно определить прошедшие гастроли нашего Симфонического оркестра в Санкт-Петербурге. Сложилось все: и погода, хоть и прохладная, но солнечная; и программа, красивейшая музыка двух великих русских композиторов; и мастерская игра солиста Бориса Андрианова и музыкантов оркестра под управлением Анатолия Рыбалко.
Впереди артистов ждут новые выступления, ближайшее из которых состоится в рамках фестиваля «Онего-Классик» совсем скоро - 18 мая. С самым «карельским» британским дирижером Мариусом Стравинским и солистом Ильей Гайсиным оркестр исполнит произведения Гайдна, Равеля и Гласса. А мы с вами будем наслаждаться бессмертной музыкой и сами себе завидовать.