Газета «Филармония», № 4 (5), апрель 1998 г.
Рубрика «Жизнь в искусстве»
Автор: Юлия Генделева
– Любой оркестр – будь то камерный или симфонический – начинается с концертмейстера – с человека, на которого дирижер всегда может опереться, – говорит главный дирижер симфонического оркестра Олег Солдатов. – Не случайно итальянцы называют концертмейстера «la spalla» – «плечо». Без концертмейстера, без его воли, без помощи ни один дирижер не сможет осуществить никакой свой замысел.
Восемнадцать лет в Петрозаводске первым на сцену выходит Александр Скопин. Срок отнюдь не малый для такой ответственной должности; в этом Александр Витальевич даже обошел своего бывшего педагога Эдуарда Эдуардовича Зондерегера, служившего в оркестре концертмейстером около 15 лет. А начиналось все в 50-е, когда отец, трубач ленинградского военного оркестра, привел шестилетнего Сашу во Дворец пионеров, мечтая, чтобы его сын научился играть на скрипке. Тогда мальчик впервые взял в руки инструмент – как оказалось, на всю жизнь.
Потом все было, наверно, как у всех, кто идет по пути профессионального музыканта, – училище, консерватория. Поскольку учился заочно, надо было где-то работать; судьба привела в Ленинградский театр музыкальной комедии. Об этой странице своей жизни Скопин вспоминает с благодарностью, потому что в то время там работали великолепные музыканты, у которых можно было очень многому научиться. После консерватории, в 1972году, скрипач оказался в симфоническом оркестре Карельского гостелерадио. Начав с шестого – последнего – пульта, шаг за шагом он приобретал опыт, накапливая репертуар и в конце концов оказался за пультом первым – концертмейстерским.
– Когда я закончил консерваторию, – рассказывает Александр Витальевич, – мы с Э.Э. Зондерегером организовали квартет и в 1975-1979 годах очень много выступали. Я играл в трио, квартетах, квинтетах. Было много афишных концертов и даже зарубежные гастроли. Но, в общем, я оркестровый музыкант.
За более чем четверть века работы в оркестре у скрипача было много интересных встреч с яркими дирижерами: Одиссеем Димитриади, Неэми Ярви, бывшим главным дирижером нашего оркестра Александром Дмитриевым, Фуатом Мансуровым, Вольдемаром Нельсоном.
– Приезжал замечательный дирижер Буткевиц из ГДР, мы с ним играли Четвертую симфонию Брамса – неизгладимое впечатление – вспоминает Скопин. – Он прекрасно проводил репетиции, было ощущение, что он струнник, скрипач. Потом оказалось, что гобоист, но так здорово разбирался в штрихах, в звукоизвлечении струнных…
– Любимые композиторы? Брамс, Рихард Штраус, Малер, Бетховен. Как-то с Эдвардом Чивжелем готовили симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Жизнь героя». Там есть огромное развернутое соло для скрипки; по насыщенности, по технике его можно сравнить с каденцией скрипичного концерта Брамса. Я его подготовил, но сыграть не удалось – требовался тройной состав оркестра, и не смогли найти столько музыкантов. Это обидно: и композитор любимый, и соло интересное. Но будем надеяться.
Вся жизнь – в оркестре. Репетиции, концерты, гастроли. И обязанности концертмейстера: работа как со струнной группой, так и со всем оркестром, состоящим из самых разных, но непременно творческих личностей. Работа, не видная со стороны, но требующая немалых душевных затрат.
– Быть концертмейстером – это большое искусство, – говорит Олег Солдатов. – Не каждый хорошо играющий скрипач, сев на место концертмейстера, может вести за собой группу. По отзывов моих музыкантов, со Скопиным надежно играть. Крайне редко бывает, чтобы он не пришел на работу, заболел. Я здесь шестой год, и все это время у меня, как раньше было у моих предшественников, есть надежное плечо. Хочется пожелать Александру Витальевичу Скопину здоровья, успехов, крепости духа, сил, благополучия. Без этого человека оркестр потеряет свою вертикаль, главную составляющую.