Анатолий Рыбалко - дирижёр театра «Зазеркалье», преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории, приглашённый дирижёр Михайловского театра. С Симфоническим оркестром Карельской филармонии Анатолий Иванович сотрудничает уже около 10 лет и только с этого года ему представилась возможность взять коллектив Карельской филармонии полностью под своё крыло. Об этом мечтают многие дирижёры, несмотря на то, что быть художественным руководителем оркестра - в первую очередь, огромная ответственность. Ведь именно от дирижёра зависит, в каком направлении будет развиваться оркестр.
В интервью Анатолий Иванович Рыбалко делится своими идеями на предстоящий «Юбилейный» сезон, в котором наконец-то исполнится его мечта и рассказывает о новых программах.
– Анатолий Иванович, с сентября Вы официально стали художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Карельской филармонии. Несомненно, с новой должностью появилось и множество идей?
Конечно. В первую очередь эти идеи связаны с сочинениями, которые я бы хотел исполнить. Я об этом начал думать еще до того, как был назначен на эту должность. Мой концертный план сложился в голове уже много лет назад и сейчас я имею возможность начать его воплощать. Например, одно из сочинений, которое я давно хотел исполнить – это Реквием Верди, и я очень рад, что в мае 2014 года моя мечта исполнится.
В наш юбилейный год мы исполняем очень популярные сочинения и лучшие у композиторов, к творчеству которых мы обратились. Что касается следующего года, то там будет более избирательная программа, включающая в себя, может быть менее известные сочинения, но, несомненно, значимые и обладающие большой художественной ценностью.
– Слушателей ждет много интересного?
Надеюсь! Но, при составлении программ, я ориентировался не только на интересы слушателей. Мне нужно соблюсти баланс: с одной стороны я понимаю, что публика хочет слышать те вещи, которые популярны – и мы, естественно, по этому пути идем. Но я, как художественный руководитель, обязан учитывать и интересы исполнителей. Мне необходимо развивать оркестр, исполнять сочинения, может быть менее известные, но чрезвычайно полезные для оркестра, повышающие его уровень.
– Ряд произведений в программе сезона связан с юбилеем оркестра? Создан целый абонемент «Юбилейный»…
Безусловно, связан. Так получилось, что наш юбилейный сезон можно назвать «сезоном пятых симфоний». В рамках «Юбилейного абонемента» Оркестр под управлением Олега Солдатова уже исполнил Пятую симфонию Прокофьева, а 28 ноября мы играли Пятую симфонию Шостаковича. В программах абонемента «Вечера популярной симфонической музыки» мы исполним пятые симфонии Чайковского, Бетховена и Канчели. Кстати, это не совсем случайное совпадение. Мы не ставили задачу сконцентрироваться на цифре пять. Но, так как мы хотели для «Юбилейного абонемента» выбрать лучшие сочинения, получается, что в творчестве любого композитора симфония под номером пять – это, как правило, вершина, то и произошло это забавное совпадение.
– 15 ноября открылся абонемент «Вечера популярной симфонической музыки». Расскажите про эту программу.
Это очень интересный концерт. Мы решили сделать разнообразную программу: в первом отделении звучали сочинения Баха и Гайдна, а во втором – Шостаковича и Канчели. Только на первый взгляд сочинения кажутся диаметрально противоположными, мне кажется, там много общего. Первое и второе отделения очень тесно связаны. Думаю, слушатели это почувствовали… Мы исполняли фа минорный концерт Баха, «Прощальную симфонию» Гайдна, Первый фортепианный концерт Шостаковича и Пятую симфонию Канчели. В этом концерте принял участие великолепный пианист Вадим Холоденко, уже знакомый петрозаводской публике.
Симфония Канчели – великолепнейшая музыка, написанная в 1976 году. Посвящена родителям композитора. Я, приступив к изучению этого сочинения, думал, что оно вышло из-под его пера недавно, настолько современен его музыкальный язык. Симфония абсолютно несоветская, в ней затронуты темы очень глубокие и серьезные. Я очень рад, что мы к этому материалу прикоснулись, и оркестр исполнил ее с большим удовольствием.
– Насколько я знаю, есть интересная история о том, как вас пригласили в Карельскую филармонию. Расскажете?
Расскажу… Дело в том, что в 2004 году здесь должен был состояться концерт, искали дирижера, и Татьяна Георгиевна Шерудило (тогда заместитель директора по работе с Симфоническим оркестром – прим.) позвонила в Санкт-Петербургскую филармонию. Совершенно случайно нашли меня – собственно, вся наша жизнь состоит из цепочки случайностей. Секрет в том, что хотя я уже работал в театре и дирижировал оркестрами, вечерних концертов с симфоническим оркестром на этот момент я не проводил никогда!
Свой первый концерт я дал в Петрозаводске! Прекрасно помню эту программу – был фортепианный концерт Дворжака и его же седьмая симфония. Собственно, с этого момента – с осени 2004 года – я и отсчитываю свою концертную жизнь. Для меня это очень важно.
- Вы, наверное, помните этот концерт до подробностей? Признайтесь, было страшно?
В тот момент у меня был очень небольшой дирижерский опыт. Мне было не то, что страшно – присутствовала боязнь: как меня примут, как будет проходить репетиционный процесс – у меня всего три репетиции перед концертом, сочинения для меня новые. Помню такую ситуацию: на первой репетиции был непорядок с оркестровыми нотами, они были неправильно напечатаны, и мы потратили целый час на то, чтобы просто разобраться, какие ноты играть. Это не добавило мне оптимизма (смеется). Но концерт сложился неплохо, и, по-моему, оркестр меня принял хорошо. Поэтому в дальнейшем наше сотрудничество продолжилось, чему я очень рад!
– 15 февраля у оркестра состоится юбилейный концерт в Санкт-Петербурге. Как идет подготовка?
Пока идет только внутренняя подготовка. К репетициям мы приступим ближе к Новому году. Программа включается в себя Пятую симфонию Чайковского, Фортепианный концерт Дворжака (тот самый, что я исполнил в Петрозаводске в первый раз в 2004 году) и его же симфоническую поэму «Водяной». Этот концерт пройдет в моем родном городе Санкт-Петербурге и много людей, которых я приглашу на концерт, оценят, что мне удалось сделать со своим коллективом за полгода. Это очень ответственно и очень важно для меня.
- Для оркестра большая честь выступить в большом зале Санкт-петербургской филармонии?
Это зал, который больше ста лет принимает самых лучших музыкантов, самые лучшие коллективы. Я рад, что мы имеем возможность там сыграть.
Кроме того, музыкантам очень важно не сидеть всю жизнь в одном зале – в этом есть и плюсы: ты привыкаешь к акустике, к залу, но выступление в новом зале очень хорошо мобилизует артиста, раскрывает внутренние резервы.
- Анатолий Иванович, Петрозаводск, конечно, считается, культурным городом, но всё же большинство слушателей любит популярную музыку. Какую публику вы ждёте на своих концертах? Продвинутую в музыкальном плане или будете рады и новым «непросвещённым» слушателям?
Мы ждем всех слушателей, но в первую очередь тех, кто к восприятию этой музыки готов. Для меня симфоническая музыка – моя жизнь. Я в ней живу все время, она постоянно звучит у меня в голове, я постоянно с ней общаюсь – мне ничего больше не надо. Для меня это настолько привычно, как для кого-то другого, например, сходить в клуб.
Что касается публики… Наша основная задача – показать слушателям, что это не так страшно, что симфоническая музыка красивая и совсем не скучная. Главное отличие в том, что приходя на концерт симфонической музыки, надо понимать: ты пришел не отдыхать. Ты пришел работать – душой, мозгом, ушами, сердцем. Думаю, что у каждого человека есть к этому способности, просто надо уметь их использовать.
– А если человек не подготовлен слушать серьёзную музыку?
Я бы советовал начинать с записей, причем с записей хороших исполнителей. А потом уже идти на вечерние концерты. Я и сам начинал с хороших записей, когда понял, что меня ждет эта профессия. Кстати говоря, в свое время мне тоже бывало скучно слушать симфоническую музыку и тоже хотелось выключить ее, навсегда уйти и заняться чем-то другим. Но я себя настроил так, что теперь симфоническая музыка – вся моя жизнь.