Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

АРТЕМ КУЗНЕЦОВ: «Фотография – это слово»

20 сентября 2012, четверг

Наша встреча состоялась в новой чайной магазина «Чайkoffe», расположенном в торговом центре «Аура», и мы благодарим хозяйку этого заведения Светлану Никитину за предоставленную возможность общения и прекрасный чай дикий пуэр. Но вернемся к нашему герою. Артем занимается фотографией семь лет, за этот небольшой срок стал довольно значимой фигурой на фото-пространстве Карелии. Надо сказать, что как мастер Артем рос вместе со стремительно меняющимся техническим оборудованием и, соответственно, возможностями фотографии.

– Помните Ваш первый фотоаппарат?

Да, конечно. «Зенит».

– При каких обстоятельствах впервые взяли в руки фотоаппарат?

Так сложились обстоятельства, что мне пришлось уйти из спорта, и освободившееся время надо было чем-то занять. В это время мои друзья уже начали ходить в кружок фотографии при университете. А я вспомнил, что когда жил у бабушки на Волге, мы вставали в пять утра и ходили на рыбалку. Именно там у меня возникло желание научиться запечатлеть чудесный вид Волги, заросший берег, овраги... И я решил пойти заниматься с вместе ребятами. Своего фотоаппарата у меня еще не было – пришлось попросить у приятеля. Так в мою жизнь вошли черно-белая пленка, красные комнаты, проявители, фиксажи… В течение года тратил деньги вместо обедов на пленку «Свема», гулял и фотографировал.

– Как началась профессиональная деятельность?

Уже на второй год, когда в университете сделали выставку наших работ, я понял, что стоит идти дальше. Появилась новая мечта: я захотел заниматься фотографией профессионально, только не знал, куда пойти. Кому нужен студент второго курса университета? Но в один прекрасный момент позвонил друг и сказал: «В фотомагазине есть место, надо проявлять пленки». А когда я пришел туда, то узнал, что требуется не пленки проявлять, а цифровые фотографии печатать. Только-только появились такие фотолаборатории… Вот и началась профессиональная деятельность: я печатал людям фотографии.

Своего цифрового аппарата у меня, конечно, не было, они тогда стоили почти как самолет: стояли на прилавке в нашем магазине, мы протирали с них пыль. Спустя время, когда директор узнал, что я занимаюсь фотографией, он предложил: «Возьми с полки фотоаппарат, сходи в Первую музыкальную школу. Надо сфотографировать детей и педагогов на хороший аппарат». Мы со знакомым принесли коробки с фотоаппаратом и объективами в школу, там я его попросил расставлять людей, а сам начал разбираться, как этой техникой пользоваться. И мы справились! После этого решили заняться коммерческой фотографией, ездили по городам Карелии и предлагали свои услуги. Вскоре я купил свой первый цифровой аппарат.

– Жалко было расставаться с пленочным аппаратом?

У меня было огромное расстройство! Ведь в пленочных аппаратах есть некая магия: ты не видишь, что происходит, у тебя только 36 кадров и на них надо показать результат. Это не так, как сейчас: поставил флешку, тысячу кадров сделал и лучшие выбрал. Или на айфон наснимал…. А тогда я несколько дней переживал. Но постепенно начал видеть положительные стороны: например, детей в школе фотографируешь и видно, кто закрыл глаза, кто отвернулся.

С цифровой фотографией проще: у оператора все есть на мониторе. Если фотография темная – ее нужно осветлить, добавить контраста… С пленкой не так: человек видит только негатив. Рассказывали мне об одном случае с пленкой. Один фотограф принес снимки с группой школьников. Печатают фотографию – один человек получается темным. Выстраивают свет по этому человеку – остальные все засвечены… Долго думали, в чем там дело, пока не пришел этот фотограф и не сказал: «Ребята, просто в классе один ребенок темнокожий».

– И вот с появлением цифрового фотоаппарата начался новый этап Вашей жизни…

После наших странствий по Карелии появились первые деньги, и мы с друзьями открыли свою первую фотостудию «Барокко» на улице Калинина. Делали все сами, сами всему учились: ездили в Питер на фотофорумы, узнавали, что такое студийный свет, устанавливали у себя и так далее. Когда в Петрозаводске появилась активная клубная жизнь, нас стали приглашать делать фоторепортажи. Затем к нам стали обращаться модельные агентства… Потом, как это часто бывает, мы «не сошлись характерами» и разбежались. Несколько лет я жил в Петербурге, поучился, поездил по разным странам и примерно год назад вернулся в Петрозаводск и открыл фотостудию «Art Fabric».

– Почему выбрали такое название?

Это фабрика, где много разных направлений, обусловленных одним словом – фотография. Например, мы хотим заняться фотографиями на документы. Ведь все сталкиваются с этой проблемой: девяносто процентов людей недовольны своими снимками на документы. «Art Fabric» уже зарекомендовала себя. Студии год, и я могу с полной уверенностью сказать, что мы лучшие. Люди приходят и говорят, как у нас круто. Аналогов в Петрозаводске нет.

– С филармонией Вы сотрудничаете, как минимум, лет пять… Неоднократно снимали Мариуса Стравинского, весь Симфонический оркестр для буклета к 75-летию коллектива, оркестр «Онего». Безусловно, все это профессиональное сотрудничество, но оно повлекло за собой искреннюю дружбу. Так всегда происходит? Все становятся друзьями?

По-разному… Бывают и отношения «мастер-клиент», бывает и наоборот. Недавно я снимал пятилетие свадьбы (фото с самой церемонии пять лет назад оказались не очень хорошими, ребят не устроили). Они попросили меня поработать. Мы общались буквально три-четыре часа, сейчас мы друзья, постоянно поддерживаем отношения.

– Умение снимать барьер между собой и клиентом – это черта характера или профессиональное качество фотографа?

Думаю, это все-таки личное качество. В любой профессии, если ты работаешь с людьми, у тебя появляются друзья. А Петрозаводск еще и такой город, где все друг друга знают.

– Правильно ли назвать Вас портретистом?

Наверно, правильнее сказать, что я фотографирую людей. В последнее время я понял: мне нравится снимать свадьбы (кстати, ни разу не был на свадьбе гостем, а отснял около 200 свадеб). В свадебной фотографии объединено несколько жанров: ты должен хорошо делать репортаж, сам портрет, в какой-то мере и пейзаж тоже… Недавно я снимал свадьбу в Апатитах в Мурманской области. Там есть безумно красивое место – Ботанический сад, внутри которого сады камней… Да и вокруг Хибины… Понятно, что в некоторые моменты свадебная пара становилась частью пейзажной фотографии. Но мне больше нравится работать с людьми. Находить людей близких по духу. Вот месяц назад мы снимали свадьбу в Питере, один гость спросил: «Вы невесту давно знаете? У вас такие отношения приятельские». А я второй раз ее вижу. Я считаю, что залог успеха – быть с клиентом на одной волне. Тогда и результат будет в сто раз лучше.

– Допускаете ли, что через какое-то время Вы не будете фотографировать людей? А, скажем, только предметы?

Нет. Когда работал в журналах, снимал, конечно, предметы, но я не могу работать, когда нет эмоциональной отдачи. Я сразу очень сильно устаю.

– Можно ли сказать четко, к чему Вы будете стремиться в дальнейшем?

Я занимаюсь фотографией примерно семь лет, коммерческой – четыре-пять… Известно, что семь лет – цикл любого процесса. Проходит семь лет, и либо кардинально меняешь род деятельности, либо выходишь на новый уровень в профессии. Собственно, для меня новое – фотостудия и фотошкола. Недавно одна девушка спросила: «Как ты нашел в себе качества преподавателя?» Не знаю, для меня фотошкола – это словно экскурсия в мою голову: я привожу людей, показываю, где что лежит, предлагаю посмотреть и что-нибудь позаимствовать.

– Как попасть к Вам в фотошколу?

Просто позвонить. И иметь желание научиться фотографировать. Конечно, в любом случае, нужно купить фотоаппарат. Раньше бытовала поговорка: «хочешь разорить друга – подари ему фотоаппарат». Сейчас она уже не работает, все становится дешевле, но в любом случае деньги нужны. Сразу хочу сказать: мы не учим профессиональной фотографии. Мы стараемся привить вкус, умение понимать и разбираться в том, что ты делаешь.

– Сейчас, наверно, любой человек, у которого в руках хотя бы телефон, чувствует себя фотографом. Он же снимает красиво!

В том и вопрос! Люди, которые приходят к нам на первое занятие, чувствуют себя мастерами. Но уже на третьем (а всего их восемь) говорят: «я половину своих фотографий из социальных сетей удалил, я теперь понимаю, что в них было не так». Ведь что такое фотоаппарат? Это инструмент для фиксации наших представлений: мы фотографируем «головой» и видим «головой». Это самое важное.

– Насколько сильно для Вас отличается отношение к коммерческой и творческой фотографии?

Если бы я хотел зарабатывать только деньги, то пошел бы продавать металл или лес. Для меня фотография – нечто большее, чем деньги. На занятиях в фотошколе я просто поражаюсь, когда люди, раньше на работавшие с камерой, приходят на третье занятие и уже осознанно делают прекрасные работы. Их слова «неужели это сделал я?» порождает просто отличное ощущение сопричастности к успеху. Когда ты что-то делаешь с любовью, это сразу чувствуется. В любом деле чувствуется. Ты можешь джинсы продавать, угощать всех чаем – или делать фотографии… Все можно делать талантливо. От людей зависит.

– Что самое главное в фотографии? Что отличает хорошо сделанную фотографию от шедевра?

Есть несколько точек зрения: для человека, который приходит на фотосессию, часто абсолютно все равно, как свет лежит, каков будет ритмический рисунок и композиционный строй. Важно только как он получился на фотографии. А для фотографа важным является именно композиционная законченность всей картины. Но есть и другое мнение: взгляд со стороны, при котором человек смотрит и на объект съемки, и на картинку.

Фотография для меня – слово. Но ведь можно говорить – и при этом ничего существенного не сказать. Все может быть идеальным, но не задеть. Вот я недавно был в Питере на выставке «World press foto» – это фотовыставка журналисткой фотографии по всему миру. В частности, Япония из-за катаклизма прошлого года стала очень большим объектом для съемки репортажных фотографов… Супер–фотографии! Знаете, как сейчас ценится в мире репортажная фотография? Если не ты сфотографировал какой-то сюжет, то его не снял никто. Факт жизни ушел. Вот как портреты белых носорогов: их осталось всего шесть во всем мире. Или акулы – тоже уходящие животные. Сейчас в Китае очень модно есть суп из акул, и за два года популяция акул сократилась на 90 процентов.

Что касается репортажной фотографии и фотографии вообще… Если вы делаете серию фотографий, то по сути это набор слов, рассказ. Правильно сделанная сессия – хорошо написанный рассказ. Любая фотография должна задеть. Задача репортажной фотографии – пробиться через наши слои жира, мяса, кожи и задеть нас за живое.

Где Вас можно найти кроме студии? Чем живете помимо фотографии?

Очень люблю готовить вкусную еду и вкусную еду есть. Мне интересен алкоголь как искусство. Люблю крепкий алкоголь, обожаю смешивать. Правильно смешать коктейль – это как добавить специи к мясу, сразу выявит вкус. Но в этом нужно знать золотую середину. Ведь идея коктейльных напитков заключается в том, чтобы оценить вкус, а не напиться.

Еще одна часть моей жизни – путешествия, но мне совершенно не интересны туристические места. Нравится открывать для себя места, где живут местные жители. В прошлом году, в Барселоне, на нас произвел огромное впечатление ресторан «La Paradetta» – он работает всего три часа в день, по вечерам. Ты приходишь, перед тобой огромный лоток со льдом, на котором лежат еще живые крабы, кальмары. Ты говоришь испанке, что будешь есть, она в кулек собирает. Ты садишься за столик, выбираешь вино, а через несколько минут– как в советской столовой! – тебе из окошка выдают поднос с этими готовыми свежайшими блюдами. Такого не бывает в туристическом месте. Либо стоит миллион денег.

– Фотоаппарат всегда с собой в машине?

Не всегда. Иногда, как все, на телефон снимаю (улыбается)… Повторю, что фотоаппарат – это же инструмент. Можно что-то запомнить, если какое ощущение в душе осталось – считай, что сфотографировал. Если ты хочешь с кем то поделиться, делаешь фотографию, если для себя – достаточно просто увидеть… Как сказал Анри Картье-Брессон (один из выдающихся фотографов XX века): «Мне уже не нужен фотоаппарат, чтобы сделать фотографию». Понятно, что я так не говорю, но мне это близко.

Кстати, к вопросу о телефоне. Фотография, как я уже говорил, – это всего лишь слово. Если вы знаете, как фотографировать, вы умеете говорить. И не важно, чем снимать. Если вы снимите на «мыльницу» дискотеку тинейджеров, с засвеченными пальцами, с размытыми людьми на переднем плане, если это передаст атмосферу праздника, это здорово. Неважно, чем снимать, важно – уметь передать. И в любом деле так.

Комментарий от Светланы Никитиной

Пуэр дикий комковой происходит из легендарной местности на юге китайской провинции Юннань, в горах которой растут леса диких чайных деревьев, чей возраст порой превышает полторы тысячи лет. Чай собирают сразу по несколько листочков, пучочками. После скрутки и обработки листья приобретают вид небольших камней, отсюда и название «чайные головы». Дикий пуэр идеален для варки и может завариваться до 10 раз, не теряя своих свойств.

Чай, который выбрал Артем, очень полезен: он нормализует уровень сахара и холестерина в крови, расщепляет жиры, очищает организм. Кроме того правильно приготовленный пуэр повышает тонус и проясняет сознание. Этот чай покупают люди самого разного возраста и темперамента. Правда, пожилые люди редко возвращаются за ним снова и отдают предпочтение другим сортам пуэра. А вот у людей 20-28 лет он пользуется устойчивой популярностью. Дикий пуэр - чай для молодых.

Просмотров: 6 049