Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Ирина УСТИНОВА: «Я по натуре оптимист»

15 ноября 2012, четверг

Для справки:

Ирина Устинова родилась в 1977 году в Волгограде. Закончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А.К.Глазунова по специальности "Музыковедение" (2001); заочное отделение Международного института экономики и права (Москва) по специальности "Менеджмент организации" (2008). Работала педагогом дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества» (2001-2007 гг.), начальником отдела развития ГУ «Карельская государственная филармония» (2007-2008), директором по развитию журнала «Карелия сегодня» (ООО Издательский Дом «Скандинавия»/2008), директором ГУ РК «Карельский региональный Центр молодежи» (2008-2011 гг.). С 21 февраля 2011 г. - Директор ГУ «Карельская государственная филармония».

– Ирина Дмитриевна, работа в филармонии Вам знакома не понаслышке. С какими чувствами Вы возвращаетесь в филармонию в должности директора?

С радостью. Филармония для меня всегда была особенной организацией, а работа здесь – делом чести. Я хочу, чтобы моя деятельность в филармонии, прежде всего, носила позитивный характер.

– Какие новшества ожидают сотрудников и слушателей?

Многое придется делать заново, многое будет изменено, но я считаю, что в филармонии есть свои прекрасные традиции, которые нужно будет сохранять и преумножать. Прежде всего, речь идет о богатстве филармонии – двух творческих коллективах, у которых на сегодняшний день очень хорошее, известное имя. Это достояние республики, и основные силы будут направлены на то, чтобы его сберечь, помочь дальнейшему развитию и продвижению.

– Помимо деятельности двух оркестров, есть ли другие традиции, которые следует беречь?

Например, фестивали. Прежде всего, это старейший фестиваль филармонии – Международный фестиваль камерного искусства «Осенняя лира». Безусловно, джазовые фестивали – это давние филармонические проекты, которые многие годы существовали под разными именами – это тоже отличная традиция. Что касается фестиваля «Белые ночи Карелии», то в этом году фестиваль, очевидно, будет проводиться не под эгидой филармонии, и на каких условиях филармония может в нем участвовать, пока сказать сложно. Насколько я знаю, наш Симфонический оркестр на фестивале желателен. И если это действительно так, то мы готовы обсуждать условия участия филармонии и Симфонического оркестра как партнеров фестиваля «Белые ночи Карелии».

Традиций довольно много. Здесь и концерт-подарок для школьников к Первому сентября, и новогодние концерты, и новогодние елки… Хотелось бы возродить традицию проведения благотворительных балов. Я уже об этом думаю и надеюсь, что хватит сил подобные проекты реализовать. Будем стараться привлекать спонсоров.

– На что филармония будет делать ставку: на приезд мировых знаменитостей или на активное привлечение местных музыкантов?

В моем понимании концертная политика должна формироваться с учетом нескольких составляющих. Если взять все концерты филармонии в процентном соотношении, то 40 процентов – это концерты с привлечением интересных имен, известных исполнителей, мировых звезд. Но мы не можем не использовать и наши ресурсы: мы должны приглашать наших ближайших партнеров, скажем, музыкантов из Санкт-Петербурга, петрозаводских солистов…. Но в любом случае надо учитывать и третью составляющую – экономическую, чтобы не работать себе в убыток.

– На Ваш взгляд как директора, каким должно быть соотношение музыки популярной и непопулярной – современной, старинной, редко исполняемой?

Я считаю, что филармонии следует быть разносторонней. В ней должны присутствовать различные жанры исполнительского искусства, и в том числе – я не исключаю этого – популярная, в прямом смысле слова, «прокатная» музыка. Без этого тоже не обойтись. Филармония – центр музыкальной культуры, та организация, которая осуществляет музыкальное просвещение для разных групп населения и должна предлагать программы на разный вкус.

Министр культуры не раз говорила о возможной реконструкции здания филармонии. Насколько эти планы реальны для ближайшего будущего?

Сейчас Министерство культуры осуществляет финансовое планирование, чтобы действительно стало возможным поставить филармонию на реконструкцию. По конкретным датам вопрос до конца не решен, но, скорее всего, это произойдет.

– Есть ли опасения, что начало реконструкции станет «концом» филармонических коллективов?

Нет, так вопрос даже не ставится. И Симфонический оркестр, и Оркестр народных инструментов, безусловно, останутся в составе филармонии. Эту позицию я готова отстаивать в Министерстве культуры, если возникнет такая необходимость. Филармония ни в коем случае не превратится в концертное агентство.

– Следует ли нам ожидать серьезных кадровых перестановок?

Не секрет, что на сегодняшний день свободна должность художественного руководителя. В ближайшее время мы планируем объявить конкурс. (Пока готовился материал, конкурс уже был объявлен – прим. ред.)

А смена административного аппарата и перестановки в оркестрах? Скажем, в ближайшие полгода…

Изменения в штатном расписании филармонии будут – у меня другое видение организационной структуры. До конца сезона станет ясно, насколько нынешний административный состав сможет справиться с возросшими обязанностями. Если потребуется, я готова к принятию кадровых решений. Пока не могу сказать, насколько изменится коллектив – полностью или уйдет всего лишь пара человек.

– Должна ли наша филармония консервативно хранить свои традиции, или ей следует изменить свое лицо? Какое представление должно быть о филармонии у жителей Петрозаводска?

Филармония не может быть балаганом. Это организация, которая вызывает уважение, организация строгая, имеющая свои внутренние законы. Слово «филармония» должно звучать гордо, к нему должно быть почтительное отношение. Но при этом она должна быть открыта для всех.

– В молодежном сознании у филармонии довольно низкий рейтинг… Должна ли она стать модной, или следует поднимать имидж традиционности?

Филармония в принципе не может быть для молодежи модной. Нужно их воспитывать, менять отношение к той филармонии, которая уже есть, к ее традициям. Прежние партнеры, зная о моей новой должности, уже готовы к сотрудничеству, активно предлагают разные проекты. Думаю, мы со следующего сезона должны будем обязательно подписать соглашение о партнерстве с молодежными центрами. Тем более, что опыт работы с Городским центром молодежи у филармонии уже есть, хотя и не закреплен документально.

– В этом сезоне активно обсуждалась идея нового абонемента для молодежи, по типу «музыка в джинсах», где бы звучала популярнейшая классическая музыка, а концерты вели известные диджеи…

Отличная идея! Мне кажется, этот абонемент вполне мог бы сыграть на более привлекательный для молодежи имидж филармонии. Может быть, после него возникло бы желание посетить и другие концерты. Должно быть больше проектов, связанных с различными видами искусств. Среди новых абонементов филармонии мне симпатичен «Хоровой абонемент», где сотрудничают симфонический оркестр и хоры города. Надо искать еще.

– Есть ли какие-то возможности подарить новые технические возможности нашему концертному залу?

Я не гарантирую, что через полгода в филармонии появится новое звуковое оборудование и плазменный экран – это дело времени. Но в планах это есть, и будем работать. В вопросах спонсорства ключевую роль должен играть руководитель учреждения. Есть мои личные контакты, которые я сейчас готова привлечь.

– Изменится ли ситуация с Выставочно-концертным залом?

В ближайшее время подниму этот вопрос в Министерстве. Потеря этого зала в свое время стала большой ошибкой.

– Филармония, как и театр, - это Служение. Люди работают за Идею. Насколько вы чувствуете, что в Вас сильна Идея?

Вся работа, которая была в моей жизни, была Идеей. Работа в Центре молодежи не была просто работой или только управленческим опытом. Это была моя жизнь, место, где я «жила» два года, в три часа ночи приезжая из командировки и в девять утра выходя на работу. Если я вхожу в эту работу, то вхожу в нее так. 

Надеюсь, что сейчас у меня будет поддержка в Министерстве культуры, которое выбрало мою кандидатуру из 15 человек, участвовавших в конкурсе. Очень хочется, чтобы была и поддержка коллектива. Я понимаю, что какой бы директор сейчас не пришел в филармонию, он – никто, в первую очередь, для творческих коллективов. Чтобы для этих людей стать авторитетом, его нужно заработать. На это уйдет время, я это прекрасно понимаю. Если ты сделаешь так, что тебя будут уважать – ты будешь здесь работать. А если уважения не будет – надо найти в себе честность закрыть ежедневник и сказать: «Я не справилась».

– Вы допускаете такую мысль?

Допускаю. Человек не всесилен.

– Какие эмоции Вы, молодой руководитель, сейчас испытываете?

В первый день от объема работы голова шла кругом. Конечно, в душе есть и страх, и смятение, мысль: а вдруг не справляюсь, хватит ли сил.

- Что придает веры в лучшее?

Я никогда не была пессимистом. К любой пессимистической новости я отношусь оптимистически, и меня очень сложно сломить. Мне могут сказать: «Ты ничего не сделаешь, через три месяца сойдешь с ума». Я никогда не верила в подобный настрой, у меня всегда был внутренний стержень, который, несмотря на неприятности, помогал мне выстоять, выдержать и идти дальше. В филармонии работают люди с чувством юмора, а человек, у которого оно есть, обладает внутренней силой. Я по натуре оптимист.

Просмотров: 5 814