Большинство жителей Карелии, когда слышит фразу "музыкальный фестиваль", конечно представляет себе фестиваль под открытым небом в Горном парке "Рускеала" - Ruskeala Symphony. Появившейся по инициативе Главы Карелии Артура Парфенчикова в 2017 году, этот праздник музыки стал явлением в культурной жизни России и сразу же вошел в топ-15 региональных событий страны.
Фестиваль молод, но его организаторы - Министерство культуры Республики Карелия, Карельская государственная филармония и Горный парк «Рускеала» (ООО «Колмас») - за четыре года сумели сделать все возможное, чтобы он не только обзавелся своими традициями, но и радовал публику сюрпризами. Ставка, сделанная на единение искусства с природой, а также программы концертов: и джаз, и этническая музыка, и главная и лидирующая тема фестиваля - классическая музыка, сыграла. Ежегодно проводить лето под хорошую музыку в Карелию приезжают тысячи российских и зарубежных меломанов.
Рекорд зрительского интереса к Ruskeala Symphony был установлен в 2019 году (более 10 тысяч зрителей за три дня), и он безусловно был бы побит в 2020-м, если бы не пандемия. Организаторам пришлось сократить программу до одного дня, но даже несмотря на это более 5 тысяч поклонников академической музыки прибыли 15 августа в Горный парк "Рускеала".
Все шесть концертов Ruskeala Symphony-2020 прошли под открытым небом: на главной сцене фестиваля в Итальянском карьере среди поросших лесом мраморных скал и прямо на озере Большого Мраморного каньона. Зрительным залом в Итальянском карьере стали как традиционные сидячие места на помосте перед сценой, так и территория всего карьера, где на складных стульчиках, пледах и ковриках, а то и прямо на нагретых солнцем скалах расположились компании зрителей. Сценой для исполнителей "музыки на воде" в Мраморном каньоне послужили барражировавшие по глади озера два парома, а публика расположилась по всему его периметру на специально оборудованных смотровых площадках.
Когда мы присутствуем на мероприятии столь масштабном как фестиваль Ruskeala Symphony, то чаще всего обращаем внимание на организационные промахи, просто не замечая всей той огромной работы, которая должна быть выполнена кем-то, чтобы гости чувствовали себя комфортно. Люди, месяцами проводящие подготовку фестиваля никогда не выходят на авансцену, лишь изредка на пресс-конференциях в нескольких фразах рассказывая о проделанной работе. Попробуем, тоже в нескольких фразах, загладить столь вопиющую несправедливость, хотя бы обозначив невидимых для публики действующих лиц.
Всему, что окружает гостей с момента приезда на фестиваль и до его окончания: разнообразию программ, выступлению звездных исполнителей, организации зрительских зон, работе выездных кафе, так называемых "мест общего пользования", наличию удобной навигации и так далее, мы обязаны двум организациям - Карельской государственной филармонии и Дирекции Фестивальных и Культурно-Массовых Мероприятий Карелии - и двум женщинам-руководителям: Ирине Устиновой и Анне Томчик.
За то, что год от года гулять по парку становится все удобнее, что в парке появилась своя железнодорожная платформа, что широкие гравийные тротуары сменили узкие тропинки, что стали абсолютно безопасными и большими по площади смотровые площадки на Мраморном каньоне, что отреставрированы и представлены отдыхающим новые объекты промышленной истории, что построена новая парковка, что логистика транспортного фестивального передвижения не мешает гуляющим и за многое другое, мы благодарим Горный парк «Рускеала» (ООО «Колмас») и его директора Александра Артемьева.
В этом году впервые не попавшие на фестиваль смогли увидеть все концерты, практически, в режиме реального времени благодаря Команде режиссеров и операторов Карельского союза кинематографистов (председатель Алексей Бабенко). Видеоизображение с шести камер и квадрокоптера в Итальянском карьере и одной камеры и также квадрокоптера в Мраморном каньоне стекалось на режиссерский пульт Алексея Рогозина и с небольшой задержкой транслировалось на страничку ВКонтакте Карельской филармонии. И что-то совсем невероятное сделали сотрудники продюсерской компании "SMK Россия" и ее директор Виталий Сазонов. Монтаж главной сцены, установка звуковой аппаратуры, в том числе, прибегая к помощи промышленных альпинистов - это все "SMK Россия".
Надо ли говорить, что работу всех этих организаций связывало воедино, решало ежедневно возникающие задачи Министерство культуры Карелии во главе с Алексеем Лесоненым.
Значительно бОльшая свобода, чем это принято на традиционных филармонических концертах, также является одной из изюминок фестиваля. Зритель, не "прикованный" к креслу и не обязанный сдерживать эмоции, чувствует себя гораздо комфортнее. Можно прогуливаться под живой аккомпанемент, размахивать руками от переполняющих чувств, делиться впечатлениями в режиме реального времени, а после концерта подойти к звездным исполнителям, запросто задать вопросы, попросить автограф.
Однако артисты подобные вольности позволить себе не могут. Перефразируя Чехова, можно сказать, что на Ruskeala Symphony существует негласная договоренность о том, что на концерте все должно быть прекрасно: и одежда, и исполнительское мастерство, и программное произведение. Мировые звезды выходят на подмостки фестиваля в концертных костюмах, хотя мраморную пыль с лаковых туфель иногда приходится вытирать прямо на лестнице за сценой.
Программа Ruskeala Symphony-2020 была сформирована так, чтобы за один день публика смогла услышать образцы самых разных музыкальных направлений. А на сцену выходили не только карельские музыканты, но и множество приглашенных артистов - звезд лучших концертных площадок классической музыки.
Музыка, как на балу у Воланда, обрушилась на гостей сразу: на платформе железнодорожного вокзала Горного парка "Рускеала" шел концерт фолк-группы "Skylark" "Terveh teile!" ("Добро пожаловать!"). Карельские песни, танцевальные мелодии и инструментальные наигрыши, аутентичную музыку разных народов лихо пели и играли молодые, но уже имениты артисты: Денис Козлов, Елена Магницкая, Денис Городничин и Андрей Смолин. Приезжающие москвичи и питерцы "под управлением" Дениса Козлова подпевали и подтанцовывали, а многие спешили заснять удивительные музыкальные инструменты: мянкюря, whistle, pilli, cajon, йоухикко, talharpa, никкельхарпа, bodhran.
В полдень на главной сцене Ruskeala Symphony концертом "Полдень в Париже" официально был открыт фестиваль. Харизматичные виртуозы-инструменталисты - Михаил Тоцкий (бандонеон, баян, аккордина), Анатолий Палаев (клавишные), Мирослав Володин (бас) и Аркадий Соколов (ударные, перкуссия) - так ярко, по-европейски изысканно-небрежно и слегка жеманно сыграли легкомысленные вальсы и мюзеты, джаз, танго, чувственные и проникновенные баллады, что мысленно перенесли многотысячную аудиторию в романтическую атмосферу Парижа.
10-15 минут бодрой ходьбы, и на смотровых площадках вокруг озера Мраморного каньона публика приготовилась слушать московских артистов - «Российский квартет саксофонистов», уникальный музыкальный коллектив, состоящий из четырех молодых, энергичных и талантливых исполнителей-виртуозов: Владимира Кознова, Станислава Пялова, Ильи Богомола и Геннадия Полуяктова. Многие зрители наверняка впервые услышали насколько нежными и благородными могут быть голоса саксофонов.
Каждый из участников московского New Russian Quartet - звезда, в "послужном списке" которой лауреатство множества фестивалей и конкурсов, как в качестве сольного исполнителя, так и в составе квартета. Шедевры Моцарта, Гайдна, Дворжака, Бородина и Шостаковича для струнного квартета в течение часа приводили в трепет фестивальную публику на концерте звездной четверки москвичей "Игра в классику".
И вновь музыка льется с глади озера Мраморного каньона: дебют Камерного мужского хора Карельской филармонии под управлением известнейшего дирижера Алексея Умнова. Успех молодого коллектива был безоговорочным, а многочисленные журналисты назвали выступление хора главным событием фестиваля. Русская хоровая музыка Бородина, Танеева, Свиридова, Соловьева-Седого, обработки народных песен вновь обрели молодость и актуальность: так мастерски, так образцово были исполнены эти произведения.
И, наконец, центральное, самое яркое событие фестиваля - завершающий концерт "Tchaikovsky night в Итальянском карьере". В этом году организаторы Ruskeala Symphony отступили от сложившейся традиции национальной музыки в финальном концерте и посвятили его Петру Ильичу Чайковскому, чье 180-летие отмечалось в 2020 году. Уверена, что публика не была в претензии за такое отступление. Арии из опер великого русского композитора и его современников представили публике солисты Мариинского театра, триумфаторы оперных спектаклей в Вероне и Цюрихе, Амстердаме и Монреале, приглашенные солисты Немецкой оперы на Рейне и Национального театра Греции, Метрополитан-опера и Оперы Монреаля Олеся Петрова (меццо-сопрано) и Сергей Семишкур (тенор). Шедевры мировой классики исполнили Симфонический оркестр Карельской филармонии под управлением маэстро Анатолия Рыбалко и величайшие исполнители современности скрипачка Юлия Игонина и виолончелист Борис Андрианов.
Перед тем, как, тоже традиционно, с последними аккордами последнего звучащего на фестивале произведения прогремел праздничный салют, на сцену поблагодарить исполнителей и поприветствовать публику вышел Глава Карелии Артур Парфенчиков. Его выступление не было формальной речью руководителя региона - именно ему фестиваль Ruskeala Symphony обязан своим рождением и дальнейшим развитием. Ведь не секрет, что музыкальных фестивалей устраивается немало, но большинство из них так и остаются мелкими событиями местного масштаба. Но уже сейчас понятно, что Ruskeala Symphony - это большой праздник музыки, собирающий тысяч гостей, обещающий в недалеком будущем превратиться в бренд не только республиканского и российского, но и мирового уровня.
Фото: Леонида Николаева,
Союза кинематографистов Карелии,
Пресс-службы Карельской филармонии