Петрозаводск оказался в гастрольном туре артиста среди выступлений в Мурманске и Архангельске, а по пути он дал концерт еще и в Пудоже. Такой тур пианист выбрал для себя сам, договорившись с филармониями Мурманска, Архангельска и Петрозаводска.
В программу, предназначенную для фестиваля «Онего-Классик», Танел Йоаметс включил произведения композиторов из своего музыкального круга – баллады Брамса, «Полонез-фантазию» Шопена, этюды Скрябина, первую тетрадь «Образов» Дебюсси. Кстати, исполнения Танелом сочинений Дебюсси и Скрябина особенно ценятся, эти имена возглавляют список предпочтений музыкальной критики. Артист согласен: «По натуре они мне удаются, особенно Дебюсси – это как кошку по шкуре погладить».
К подбору программы Танел Йоаметс относится чрезвычайно внимательно: «Это каждый раз мучительно. Переговоры ведутся заранее, например, с вами я договаривался год назад. Пока год пройдет, я уже выучу что-то новое, и иногда это новое кажется мне интересней, чем то, что я предложил. К счастью, в России не везде очень строго, можно на ходу что-то поменять, предложить прямо перед концертом. В акустике вашего зала и на таком инструменте у меня настроение предлагать Моцарта» (прозвучавшая в концерте Соната Моцарта действительно в программе изначально заявлена не была).
Так называемое «третье отделение» – бисы – произвели на петрозаводскую публику едва ли не более сильное впечатление, чем основная программа. Пять раз садился Танел Йоаметс за рояль, он исполнил музыку эстонского композитора Л.Сумеры «Пардон, Фредерик» и импровизировал на собственные темы, в том числе и в джазовом стиле.
Импровизации – важная часть любого концерта Танела: «Я почти на каждом концерте импровизирую, это свободные импровизации, не на классические темы. Джаз я тоже очень люблю, джазовые импровизации тоже иногда попадают в мои руки. В прошлом году с братом-скрипачом даже делали маленькое джазовое турне».
Любовь к импровизации пианисту привил консерваторский педагог, его влияние и вдохновение оказалось очень сильным. Танел Йоаметс и сам теперь педагог, более двадцати лет он преподает фортепиано и импровизацию: «Мне педагогика очень идет, я считаю. Нравится развивать разные личности, находить к каждому разный подход. Уроки меня вдохновляют. Я, например, не стремлюсь играть специально по-другому. Я играю так, как я вижу ноты, как я слышу музыку. Люди говорят, что это своеобразно, но им интересно. Моя цель – передать то, что задумали композиторы, и своих студентов я этому и учу: понять то, что в музыке записано, и передать это».