Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Геннадий Миронов: «Одна из главных задач артистов народных оркестров: сберечь национальное достояние»

13 июня 2023, вторник

Июнь – месяц, когда завершается очередной сезон в Карельской филармонии. Почти все концерты сыграны, публика наслаждается послевкусием исполнительского мастерства наших артистов и приезжих знаменитостей, а музыканты предвкушают долгожданный отпуск. Самое время вспомнить, что происходило в Большом зале филармонии осенними, зимними и весенними вече рами.

О том, что было в почти ушедшем сезоне мы попросили рассказать главного дирижера и художественного руководителя Оркестра русских народных инструментов «Онего», заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Карелии Геннадия Миронова.

 

- Геннадий Иванович, подводя итоги сезона, можете ли Вы сказать, какие воспоминания вызывают радость и гордость, а какие, может быть, досаду?

- Прошедший сезон можно выделить тем, что неудовольствий не было. Некоторую усталость и досаду вызывали лишь замены солистов перед самым концертом. Но артисты тоже люди, и они тоже болеют…

Зато удалось показать публике много новинок. Впервые мы показали нашим слушателям, как изумительно звучит флейта Пана – концерт с Вячеславом Змеу. Исполнили давнишнюю мечту и отыграли программу с солистом Музыкального театра Карелии Юрием Зарядновым, а исполненная им партия Петра Первого в музыкальных картинках Евгения Дербенко «Великое посольство», прошедших в рамках проекта «Край, разбуженный Петром», оставила самые приятные воспоминания и у слушателей, и у музыкантов. На традиционные новогодние вечера за столиками с оркестром «Онего» приезжали солисты Московского театра оперетты Юлия Гончарова и Максим Катырев. С огромным успехом прошли концерты к Женскому дню 8-е марта с Дмитрием Риберо. После долгой разлуки удалось выступить со знаменитым гармонистом Павлом Ухановым и исполнительницей народных песен Натальей Николаевой – сделали такой подарок публике на день рождения оркестра. Все, что планировали, можно сказать, удалось.

Нельзя не вспомнить проект к 350-летию первого российского императора «Край, разбуженный Петром». Это был тот самый случай, когда жителям районов Карелии повезло больше, чем петрозаводчанам. Именно они стали первыми зрителями литературно-музыкальной композиции «Арап Петра Великого» по роману Пушкина с музыкальными иллюстрациями современных российских композиторов Гаврилина, Шнитке, Артемьева. Оркестр «Онего» и драматический актер Александр Картушин рассказали в Кеми, Беломорске и Медвежьегорске правдивую историю о невероятных приключениях Петра Великого и прадеда Александра Сергеевича Пушкина Ибрагима Петровича Ганнибала. На концерте в Большом зале филармонии единственную драматическую роль исполнил известный актер театра и кино москвич Александр Носик.

- Этот сезон для оркестра «Онего» был еще и богат на гастроли. Совсем недавно коллектив побывал с выступлениями в Пскове, а с 17 по 21 мая в Белгороде проходил «Всероссийский Парад дирижеров оркестров русских инструментов», в котором Вы и дирижер оркестра Михаил Тоцкий принимали участие, причем, не впервые…

- Белгородский «Всероссийский парад дирижеров» проводится раз в два года, и программа этого форума всегда очень насыщенна. Приведу лишь такой пример: на гала-концерте я дирижировал концертную пьесу на сибирскую тему композитора Андрея Бызова «Во горнице». Так вот, на основную репетицию организаторы смогли отвести мне, как, впрочем, и всем остальным, только 15 минут, а вторая репетиция – прогонная – длилась и вовсе 5 минут. Очень напряженный график работы. Но, наверное, тем и интересен этот белгородский форум.

Публике было показано 38 оригинальных концертных номеров, съехались дирижеры со всей России, и, конечно, все это создавало атмосферу праздника, атмосферу фестиваля. Много было молодых дирижеров, были и давние знакомые, друзья. Ко мне не раз подходили мои бывшие студенты, которые через много лет узнали меня и были очень рады встрече.

 

Здесь хотелось бы ненадолго прервать беседу с Геннадием Ивановичем и коротко рассказать о творческой акции «Всероссийский Парад дирижеров оркестров русских инструментов». Поверьте, событие того стоит.

«Парад дирижеров» в Белгороде собрал дирижеров русских оркестров и солистов со всей России. Если очерчивать географию участников: Дальний Восток и Сибирь - на востоке, белорусский Могилев - на западе, наш родной Петрозаводск – на севере, а на юге – Нальчик и Севастополь. Фестиваль проходит по инициативе главного дирижера Белгородского академического русского оркестра Евгения Алешникова и главного дирижера санкт-петербургского оркестра «Метелица» Игоря Тонина, в нынешнем году он проводился в шестой раз.

Программа форума действительно была очень насыщенна, и в ней принимали участие более 60 гостей. Мастер-классы, концерты, Всероссийская ярмарка вакансий и Ярмарка солистов – во всех этих мероприятиях принимали самое деятельное участие наши представители: Геннадий Миронов и Михаил Тоцкий. Это был не просто парад дирижеров, а настоящий фейерверк звездных имен.

На гала-концерте Евгений Алешников продирижировал семь номеров программы, Игорь Тонин – два. Два дирижера выступили также в качестве солистов: Дмитрий Калинин на балалайке и Михаил Тоцкий на бандонеоне.

Понятно, что в этом обзоре мы акцентируем внимание на участии в «Параде дирижеров» именно наших артистов. Так образы русской природы, практически, были визуализированы Белгородским академическим русским оркестром под управлением маэстро Геннадия Миронова, исполнив музыкальную картинку Андрея Бызова «Во горнице». Восторженным аплодисментам не было конца.

Под управлением дирижера Михаила Тоцкого была исполнена «Ярославская кадриль» Юрия Зарицкого. На балалайке солировал Артём Берг. По отзывам очевидцев, дирижер и солист составили отличный тандем, с отменным юмором передав особенности русского игривого танца. Также органично вписался маэстро Тоцкий и в игру могилевского оркестра под управлением дирижера Дениса Черта, выступив в качестве солиста на бандонеоне при исполнении «Violentango» Астора Пьяццоллы.

Судя по публикациям прессы, по завершении «Парада дирижеров» счастливы были все. «Зрители, получившие возможность бесплатно побывать на грандиозном пятичасовом гала-концерте. Дирижеры – эти властелины оркестра, с удовольствием купавшиеся в оркестровом звуке, ибо выступать и дирижировать коллективом такого класса – истинное удовольствие. Солисты и присутствовавшие в зале композиторы». Счастливы ли были наши дирижеры, которым приходилось начинать свой рабочий день в 8:30 и завершать его поздним вечером? Думаю, что все-таки счастливы - радость от творческого общения единомышленников нельзя заменить ничем.

 

- Продолжая тему, хочется спросить Вас вот о чем. Среди любителей народных оркестров можно выделить две группы. Одни — сторонники так называемых классических программ, другие ратуют за всевозможные новаторства до джаза и рока. А как Вам кажется, какими должны быть программы концертов народного оркестра?

- Я не столь категоричен, поэтому не могу отнести себя ни к первой, ни ко второй группе. Народный оркестр может играть все, но основой должна оставаться наша национальная музыка – это мое убеждение. Хотим мы того или нет, но мы – продолжатели дела Василия Васильевича Андреева (В.В.Андреев - организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов. – Авт.). Должна звучать национальная музыка – она более глубокая, а одна из главных задач артистов народных оркестров: сберечь свое национальное достояние. К переработке классики, в том числе народной, надо подходить очень осторожно. Понимаете, можно отреставрировать старинный артефакт, и он засияет новыми красками, а можно все порезать на куски, уничтожив оригинал и не создав ничего нового. Если родилась музыкальная мысль, если она трогает – то дорога для творчества открыта. Но ни в коем случае нельзя превращать искусство в услугу, подменять музыку фоном, чтобы было удобно и поговорить, и поесть, и дела порешать, не покидая концертный зал.

- Геннадий Иванович, а есть ли какое-то произведение, которое Вы мечтаете исполнить с Вашим оркестром?

- Вы знаете, в библиотеке оркестра «Онего» больше 2000 произведений, и все это было сыграно. А я все равно жду, когда напишут что-то новое. Все время - в ожидании. Но это не значит, что мы не находим что-то новое: репетируем новые интересные программы. Ведь творческий процесс - он всегда в движении.

- Недавно в одном музыкальном издании прочитала о таком случае. Проходил студенческий конкурс дирижеров, и вот один из конкурсантов, который очень красиво продирижировал, отвечая на вопрос, зачем он хочет дирижировать, ответил: хочу руководить. По Вашему мнению, это нормальная позиция для будущего дирижера?

- Знаете, с таким посылом… Руководство - это вынужденная ситуация для дирижера. Сначала надо создать коллектив, подобрать людей, чтобы они сочетались и по профессиональным, и по человеческим качествам. Я понимаю, когда студент после какого-то конкретного музыкального инструмента получает в руки целый оркестр - инструмент более красивый, более мощный - то, наверное, велик соблазн выразить себя через оркестр. Но ведь этот новый инструмент состоит из живых людей со своими творческими устремлениями. Оркестранты - не клавиши аккордеона, и задача дирижера, сохранив творческую свободу каждого, объединить их для создания чего-то нового во имя искусства, во имя музыки. Извините за высокопарность. Конечно, для этого нужна система, нужна дисциплина, поэтому дирижер берет на себя функции руководителя. Но это совсем не главное…

- Что, на Ваш взгляд, способствует популярности того или иного дирижера?

- Его человеческие качества: ответственность, достоинство, наличие совести, любовь к своему делу. Я - максималист, и высокие требования предъявляю, в первую очередь, к себе. Мы с оркестром «Онего» никогда не халтурим, и когда выступаем с солистом, то очень хотим, чтобы он мог раскрыться, полностью был свободен на сцене. Пока у нас это получается.

Просмотров: 2 100