Top.Mail.Ru
Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Интервью с Анатолием Рыбалко о предстоящих гастролях Симфонического оркестра.

23 января 2026, пятница

Существует мнение, что гастроли для творческого коллектива – это всегда праздник. В феврале 2026 года Симфонический оркестр Карельской филармонии едет на гастроли в Вологду (14 февраля), Тулу (16 февраля), Москву (17 февраля) и Санкт-Петербург (25 февраля). Концерты в трёх городах (Вологда, Тула, Москва) пройдут в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Насколько это трудозатратно и действительно ли коллективы так любят гастроли? На эти и другие вопросы ответил художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра, заслуженный артист Республики Карелии Анатолий  Рыбалко.

– Как давно были последние гастроли Симфонического оркестра?  

– Это были гастроли в Екатеринбург в 2023 году. Там мы выступали на Форуме симфонических оркестров. Гастроли были длинные: в начале мы выступили в Концертном зале им. Чайковского в Москве, потом было три концерта в Екатеринбурге и близлежащих городах, а на обратном пути сыграли концерты в Ижевске и Кирове.

– Насколько это важно для коллектива – иметь возможность выезжать на гастроли?

– Часто смысл гастрольных поездок недооценён, но для коллектива очень важно выходить на другие сцены. Если он привязан только к домашнему залу и нигде больше не выступает, то происходит постепенная стагнация оркестра. А выступления на таких значимых сценах, как Концертный зал им. Чайковского в Москве или Санкт-Петербургская филармония, являются большой честью для любого оркестра и позволяют музыкантам проявить свои лучшие качества, которые сложно демонстрировать в череде рабочих будней. Конечно, встреча с новой публикой и выход на разные концертные площадки заряжает нас новой энергией.

– Есть какие-то правила поведения на гастролях, некий гастрольный кодекс?

– Безусловно, есть некие неписанные правила, но они универсальны для любого человека, какого-то специального кодекса у нас нет. Мы стараемся создавать на гастролях, насколько это возможно, комфортные условия для музыкантов, но не всегда обстоятельства складываются наилучшим образом. Хорошо, когда есть возможность ночевать в гостиницах и отдыхать, но иногда бывают поездки с длительными переездами, когда оркестр вынужден спать в автобусе. Что касается каких-то ограничений, то каждый артист для себя их определяет сам. Для меня важно, чтобы на репетициях и на концерте музыкант был полон сил и мог максимально сконцентрироваться.

– В феврале вы везёте в Вологду, Тулу и Москву Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига, Сюиту для оркестра №1 «Пер Гюнт» Грига и Симфонию №2 Сергея Рахманинова. Расскажите о выборе программы, почему именно эти произведения?

– Обычно выбор программы определяется принимающей стороной. В нашем случае это Московская филармония. Мы предложили три варианта программы, один из них руководство филармонии утвердило. И, безусловно, выбор концерта для фортепиано с оркестром Э. Грига был согласован с замечательными солистами, которые будут выходить с нами на сцены в этой поездке.

– Программа одна и та же, но солисты будут разные: в Вологде – Пётр Лаул, в Туле и Москве – Александр Гиндин. Почему так?

– Александр Гиндин, в силу своей занятости, не сможет сыграть с нами в Вологде, поэтому мы обратились к нашему давнему партнёру и другу Петру Лаулу с предложением поучаствовать в наших гастролях. И он не отказал. К слову, очень радует, что перед выездом на гастроли мы сможем сыграть эту программу с участием Петра Лаула на сцене Карельской филармонии.  

– Оркестр ведь мог выступить один, почему появилась идея пригласить солистов?  

– Наличие солиста в программе украшает концерт. Я всегда предпочту концерт с  участием солиста выступлению без него. И потом, есть определённая традиция, которая сложилась в академической среде. Многие годы филармонические программы с участием симфонического оркестра строятся именно так: в первом отделении исполняются увертюра и концерт для какого-либо инструмента с оркестром, а во втором отделении – симфония или другая крупная симфоническая форма. Это сочетание давно уже стало классическим.

– Для Вас, как для дирижёра, легче работать с проверенными солистами, с теми, с кем уже есть опыт неоднократных совместных выступлений, или нет разницы?

– Разница, конечно, есть. Безусловно, легче работать с солистом, с которым ты уже знаком, когда вы оба знаете, чего ждать друг от друга. Но сотрудничество с новыми музыкантами тоже очень важно, это всегда мобилизует дирижёра. Даже в очень известном произведении, которое, как тебе кажется, ты знаешь досконально, могут появиться новые краски и открыться доселе неведомые тебе нюансы и особенности интерпретации.

– Ещё один гастрольный концерт в феврале состоится в северной столице, в зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича. Санкт-Петербург – ваш родной город. Чувствуете ли особую поддержку, выступая в этом городе?   

– Конечно, когда в зале родственники и друзья, это всегда очень приятно. Но я стараюсь никогда не делить публику на «свою» и «чужую». Слушатели приходят на концерт за новыми впечатлениями и эмоциями, и мы обязаны ей их предоставить. Это может происходить и в городе-миллионнике, и в районном центре – разницы нет никакой.

– В Санкт-Петербурге будет солировать пианист Иван Бессонов. Программа тоже очень интересная: Шопен – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром; Чайковский – Симфония № 2. Почему выбраны именно эти произведения?  

– Здесь выбор делали не мы. Концерт предложил Иван, а симфонию – Санкт-Петербургская филармония. Но сочетание Шопен-Чайковский в одной концертной программе нам очень понравилось. Кстати, эту программу с Иваном Бессоновым перед гастролями мы тоже успеем исполнить в Петрозаводске. Для оркестра это хорошая возможность проверить свои силы перед выходом на сцену Большого зала Санкт-Петербургской филармонии.

– Вы уже не раз выезжали на гастроли с нашим Симфоническим оркестром. Вспомните какую-то сложную ситуацию, когда приходилось прикладывать особые усилия, чтобы её разрешить?  

– Такие ситуации периодически возникают. На гастролях 2023 года случилась непредвиденная ситуация, даже драматическая: в начале поездки заболела наша солистка-гобоистка и ей пришлось вернуться домой. В итоге в Москве, Екатеринбурге, Ижевске и  Кирове мы были вынуждены искать солистов-гобоистов, которые смогли бы исполнить с нами наши программы, в числе которых были «Симфонические танцы» С. Рахманинова – не самое простое сочинение. В результате в каждом городе с нами выступали местные музыканты. К счастью, всё закончилось хорошо.

– На контрасте: вспомните что-то позитивное, возможно, смешное?  

– Чего-то откровенно смешного не вспомню, хотя, наверное, в каждой поездке случаются такие ситуации. А вот позитивные воспоминания совершенно точно есть. Часто вспоминаю, как мы ездили на гастроли в норвежский город Трёмсе. Добирались автобусом, проехали всю Карелию, Лапландию, Скандинавию, любовались природой, смотрели, как она менялась по мере приближения к северу. Самое удивительно впечатление на меня произвело Солнце, которое светило в окна моего номера в отеле в три часа ночи. Я, конечно, привык к белым ночам, но такого прежде никогда не видел.

– Ваши пожелания коллективу и слушателям, которые придут на ваши концерты?

– Мне очень нравится выражение у теннисистов – «сегодня необходимо показать свой лучший теннис». Поэтому оркестру я хочу пожелать проявить на сцене все наши лучшие качества, всё, что мы умеем. И, по возможности, отдохнуть и погулять по тем городам, в которых мы будем выступать. Я сам всегда стараюсь перед концертом совершить пешую прогулку по новому городу, посмотреть на архитектуру, на людей. Что касается слушателей, то я выражаю глубокую надежду, что они получат удовольствие от наших концертов и уйдут из концертного зала с чувством, что провели этот вечер не зря.

 

Просмотров: 31