Это был тот самый случай, когда жителям районов Карелии повезло больше, чем петрозаводчанам. Именно они стали первыми зрителями литературно-музыкальной композиции «Арап Петра Великого» по роману Пушкина с музыкальными иллюстрациями современных российских композиторов Гаврилина, Шнитке, Артемьева. Оркестр русских народных инструментов «Онего» под управлением дирижера Геннадия Миронова и драматический актер Александр Картушин рассказали в Кеми, Беломорске и Медвежьегорске правдивую историю о невероятных приключениях Петра Великого и прадеда Александра Сергеевича Пушкина Ибрагима Петровича Ганнибала. На концерте в Большом зале филармонии единственную драматическую роль исполнил известный актер театра и кино москвич Александр Носик.
В постановке исторический роман Пушкина «Арап Петра Великого» пересказан и сыгран бережно и красиво. Филармонического «Арапа» артисты старались сделать про то, как Ибрагим полюбил Россию. Это рассказ о человеке абсолютно не российском, для которого все, что в России происходит, достаточно диковато, тем не менее, он принимает ее и именно здесь находит свою любовь.
Если говорить о фабуле романа, то она незамысловата и может быть пересказана несколькими предложениями. Крестник Петра Первого африканец Ибрагим учится военному делу в Париже. Там он переживает любовную историю с графиней Леонорой и даже становится отцом. Однако император настойчиво зовет его в Россию – и арап покидает Францию. Царь вводит его в курс всех своих дел, арап поражен размахом замыслов Петра. Из Парижа приходит известие, что графиня его забыла. На ассамблее Ибрагим танцует с Наташей Ржевской. Она сама пригласила его на танец, правда, по воле отца. Царь, недолго думая, лично просватал девушку за своего любимца. Ее отец согласился, а сама Наташа на две недели слегла в горячке. Она была влюблена в Валериана, юношу-сироту, воспитанника отца. Болезнь выдала ее чувства. Между тем, идут приготовления к свадьбе. Роман, как известно, не окончен и обрывается появлением на пороге дома Ржевского юноши в военной форме.
Интересно, что несмотря на стремление Пушкина следовать принципу исторической достоверности, он переосмыслил некоторые факты. Например, в реальности Ибрагим Петрович женился только через шесть лет после кончины Петра Первого, а его супруга, гречанка Евдокия Диопер, не происходила из боярского рода.
Похоже, что с читателями романа, а теперь и со зрителями филармонии, произошло то же, что и с британцами, которые знают историю своей страны, в основном, по произведения Шекспира. Так и для нас, и Петр Первый, и его крестник Ибрагим Ганнибал останутся такими, какими их написал Пушкин. И ничто уже не переубедит, что Ибрагим Петрович – это баловень исторических обстоятельств, наделенный исключительными личными качествами, с незаурядной судьбой, преданный «птенец гнезда Петрова», неспособный на предательство и отступничество.
И еще о прошедшей премьере. Сочетание безупречно подобранных музыкальных произведений и актерской игры только усиливало сопереживание героям давно минувших дней. Удивительно, как музыка 20-го века сумела рассказать о событиях века 18-го! Мастерство музыкантов оркестра «Онего», волшебство перевоплощения актера вызывали яркие эмоции, которые рождались здесь и сейчас и прокатились овацией в финале постановки.
Остается добавить, что литературно-музыкальная композиция «Арап Петра Великого» была создана, отрепетирована и показана публике благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации проекта «Край, разбуженный Петром» в год 350-летия первого российского императора.
Фото Леонида Николаева