15 января день своего 80-летия филармония отметила концертом, сделав подарок всем петрозаводчанам. Симфонический оркестр под управлением маэстро Анатолия Рыбалко, Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры (руководитель – Сергей Екимов), солист нашего симфонического оркестра альтист Денис Дорофеев, солист Михайловского театра тенор Борис Степанов (СПб), солисты Санкт-Петербургского Музыкального театра «Зазеркалье» сопрано Ольга Васильева, меццо-сопрано Екатерина Курбанова и бас Яков Стрижак вышли на сцену большого зала, чтобы исполнить, пожалуй, самые мистические симфоническо-хоровые произведения: поэму для хора, альта и оркестра «Styx» Гии Канчели и «Рождественскую ораторию» для солистов, хора и оркестра Иоганна Себастьяна Баха.
Зал был полон, некоторые работники филармонии слушали великую музыку стоя, прижавшись к стеночке – администраторы «закрыли глаза» на некоторые нарушения правил именинниками. Забегая вперед, можно сказать, что концерт стоил того, чтобы присутствовать на нем даже в некомфортных условиях.
Сольная партия в поэме «Styx», посвященной Башмету, накладывала на солиста Дениса Дорофеева особую ответственность. Но как блестяще он с нею справился! Звуки лились, как будто артист сам услышит их вот только сейчас, «как будто их рождала не память рабская, но сердце...» В ударе был и оркестр, и хор, а что творилось с публикой, словами не передать. Притихшие слушатели, казалось, дышали в унисон. Большой зал превратился в храм, где, вопреки всем канонам, во всеуслышание звучала исповедь великого и мудрого маэстро Канчели. Эмоции зашкаливали, многие не скрывали слез. А глубокая и мощная музыка текла над залом так же, как и мифическая река, уносящая от нас любимых людей безвозвратно. Последние аккорды, «вздохи» смычков в финале и – взрыв аплодисментов!
В одном из интервью Гия Канчели рассказал, как его утешал Мстислав Ростропович, когда они вместе возвращались с погребения Альфреда Шнитке: «Да не горюй ты так. Мы скоро все окажемся вместе». Гия Александрович тогда позавидовал другу-виолончелисту, мол, он – человек верующий, ему легче расставаться, он верит, что это не навсегда. Наверное, «Styx» - это еще не вера в то, что на другом берегу этой реки тебя ждут дорогие люди, но очень сильное желание, чтобы это было действительно так…