Все дуэли состоялись, а именно поединки были лейтмотивом концертов абонемента «Музыкальная среда с Наталией Энтелис» этого сезона, ни один из противников не стал приносить извинения и не отказался от своих убеждений. Вот только сражались великие музыканты не на смерть, а на жизнь – вечную жизнь музыки.
12 апреля состоялся последний в этом сезоне концерт с Наталией Энтелис: «Новая венская школа – Гершвин». Удивительная объемная картина мира была мастерски нарисована Наталией Леонидовной, любимой многими петрозаводчанами музыковедом и историком.
Начало XX века, сытая буржуазная Европа, в почете интеллектуалы. Удивительно, но именно в этот период благополучным деятелям искусства стало не хватать событий, которые могли бы стать впоследствии историческими. И именно тогда происходит революция практически во всех сферах, относящихся к искусству. Бунтарский дух царит и в композиторской среде. В Вене рождается новое музыкальное направление, новыми кумирами становятся Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн. В Новом Свете, где история цивилизации не так стара и не так драматична, в это же время американская публика с восторгом слушает новую музыку Джорджа Гершвина.
Среди этих, почти осязаемых, благодаря таланту рассказчика Наталии Энтелис, образов в Большом зале филармонии звучала яркая прекрасная музыка ХХ века. И актриса театра «Творческая мастерская» Виктория Федорова, и музыканты Ксения Лубянцева (фортепиано), Александр Милицкий (флейта), Леонид Янишен (кларнет), Денис Дорофеев (альт), Ольга Дорофеева (виолончель) заслужили гром аплодисментов, сыграв фрагменты «Лунного Пьеро» Шенберга. Концерт Берга «Памяти ангела» в исполнении солиста-скрипача Владислава Демина и Симфонического оркестра филармонии под управлением Анатолия Рыбалко только поднял эмоциональный градус на новую высоту. И еще раз насладиться всей мощью звучания симфонического оркестра позволили четыре из «шести пьес для большого оркестра» Веберна. Царивший во втором отделении Гершвин сделал концерт событием, о котором публика будет вспоминать не один год. Как и игру трубача Александра Казарина, блестяще исполнившего «Рапсодию в блюзовых тонах».
К счастью, Наталия Энтелис не прощается с петрозаводской публикой, а лишь расстается до следующего сезона. И мы снова услышим удивительные истории, связанные с музыкальными эпохами, с рождением произведений, без которых сегодня большинство уже не представляет наш мир. Вот, что сама Наталия Леонидовна говорит о концертах будущего сезона: «Сейчас я смотрю на эти темы и предвкушаю наслаждение работы над ними, соприкосновения с документами эпохи, с высказываниями этих гениев, появления и отбрасывания разных идей и мыслей, которые обязательно будут новыми и для меня, ибо великое произведении искусства всегда рождает новые мысли и чувства. Я мечтаю чем-то из найденного, чем-то из того, что доставит мне восторг, поделиться с вами».
Филармония благодарит Леонида Николаева за прекрасные фотографии, сделанные во время концерта