К 5-летию Мужского хора Карельской филармонии
К 105-летию Республики Карелия
Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова – одно из самых грандиозных вокальных произведений в мировой музыкальной литературе, глубочайшее философское сочинение Модеста Мусоргского. Талант композитора как мастера вокальной музыки раскрывается здесь во всей красе, образ смерти в её разных обличиях дан с потрясающей выразительной силой. Цикл был задуман как ряд музыкальных драм, показывающих смерть разных по своему социальному положению людей. Композитор одушевляет смерть и поручает ей роль главного действующего лица (первоначально цикл именовался «Она», а потом был переименован в «Песни и пляски смерти»). Смерть не романтическая фигура, а неумолимая реальность, и ничто, кроме веры, не даёт человеку радости и спокойствия. Исполнение этого произведения требует от солиста незаурядных вокальных данных и мастерства актёрского перевоплощения.
Георгий Свиридов в своём вокальном творчестве неоднократно обращался к стихам отечественных поэтов. Одним из иностранных авторов, привлёкших его внимание, был Роберт Бёрнс. Шотландский поэт писал о том, что видел и пережил сам, в его стихах – жизнь, со всеми её радостями и горестями, победами и неудачами. Герои его стихов – простые шотландцы с чувством собственного достоинства, те, «кто сердцем чист, душою прям». Русскому читателю поэзию Бёрнса открыли великолепные переводы Самуила Маршака. Поэзия Бёрнса оказалась очень близкой Свиридову, композитор создал несколько интересных портретных зарисовок. Герой вокального цикла – простой шотландец, который предстаёт ребёнком и старцем, молодым влюблённым и солдатом, преданным другом и патриотом.