Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00

Немецкая коллекция  

23 января, четверг
19:00 Большой зал Как добраться?

500 руб.

Билеты можно приобрести в кассе филармонии

23 января, четверг
19:00 Большой зал Как добраться?

500 руб.

Билеты можно приобрести в кассе филармонии

В программе

Р.Шуман – Струнный квартет № 3, ля мажор

Р.Шуман – «Любовь поэта», вокальный цикл на стихи Г.Гейне для тенора и фортепиано

М.Регер – Сюита № 1 для альта соло, соль минор

Й.Брамс – Избранные романсы ор.57

Исполнители

Владимир Горбунов (тенор)
Андрей Господарев (баритон)

заслуженный артист Карелии Александр Онькин (фортепиано)

Струнный квартет в составе:
Анастасия Терехова (скрипка), Евгения Давыденко (скрипка)
Денис Дорофеев (альт), Ольга Дорофеева (виолончель).

Концерт посвящен 210-летию со дня рождения Роберта Шумана. Важную часть программы «Немецкая коллекция» составляют два крупных сочинения этого выдающегося композитора-романтика.

«Любовь поэта» — самый знаменитый вокальный цикл Роберта Шумана. Он создан  в 1840 году —  «в год песен», один из наиболее счастливых в жизни композитора (после многолетней борьбы Шуман наконец женился на  Кларе Вик, которая была единственной большой любовью композитора). Также 1840 год открыл Шумана как вокального композитора — до того вокальные жанры мало занимали его, а в один только этот год он написал более 130 песен – чуть ли не половину всего, созданного им для пения. В «год песен» композитор нашел и своих поэтов, среди которых главное место занял столь близкий ему по духу Генрих Гейне. И это не удивительно: Шуман всегда очень внимательно относился к слову, а Гейне был самым выдающимся из немецких поэтов-романтиков. Внимание Шумана привлек цикл «Лирическое интермеццо», в которое входило 65 стихов. Композитор отобрал из них всего 16, они были непосредственно связаны с пережитой поэтом любовной неудачей. В «Любви поэта» отражены характернейшие черты вокального стиля Шумана: исключительное внимание к поэтическому слову, стремление передать мелодику стиха, тонкость психологических переживаний, поражающих невиданной до того сложностью и противоречивостью, глубочайшая погруженность в них.  Роль фортепиано возрастает до значения, равного голосу, а в некоторых случаях средствами инструментального звучания Шуман передает то, что слово выразить не может.

К струнным квартетам Шуман всю жизнь относился благоговейно,  воспринимал их как эталон композиторского мастерства. Поэтому его собственное квартетное наследие невелико. Только  к 1842 году он создал опус, состоящий из трех струнных квартетов – композитор был доволен и причислял квартеты к своим лучшим сочинениям. Выверенные, отточенные, но при этом поэтически взволнованные, они во многом перекикаются со светлыми страницами его знаменитых вокальных циклов «Любовь поэта»  и «Любовь и жизнь женщины».

Немецкий композитор Макс Регер прожил всего 43 года. Композитор причислял себя к новаторам в музыке, но относился к себе крайне самокритично. В конце жизни композитор в письме к одному из друзей сказал так: «Нужно многое, очень многое из своих сочинений уничтожать в течение жизни. Я бы дорого дал за то, чтобы многие мои сочинения не были напечатаны!» Но если бы в число уничтоженных сочинений Регера вдруг вошли бы его сюиты для альта соло, альтовый мир вне всяких сомнений потерял бы бесценные сокровища. Три сюиты для альта соло созданы композитором в 1915 году, за год до ухода из жизни. Тембр альта располагает к выражению сокровенных мудрых мыслей, всплеск чувств, устоявшихся во времени, жизненный опыт, раздумья, тревоги и надежды…Видимо, поэтому некоторые композиторы обращаются к солирующему альту лишь на склоне своих лет.

Йоганнес Брамс называл свои вокальные сочинения «песнями» или «напевами» для голоса с фортепианным сопровождением.  Вокальной музыке он уделял много внимания: им написано триста восемьдесят произведений в этом жанре. После Шуберта и Шумана только Брамс умел создавать столь национальные по духу и складу вокальные мелодии.