Lipunvaraus

(8142) 76-92-08

Lipunmyyntipisteen aikataulu:
ma—pe: klo 12:00 — 19:00
la—su: klo 11:00 — 17:00
lounas: 14:30 — 15:00

Танго, бегущее по волнам

3 kesäkuu 2016, perjantai

Единственный танец, которому благодарное человечество поставило памятник – танго. 22 ноября 2007 года в одном из самых престижных районов Буэнос-Айреса поклонники рукоплескали гигантскому бандонеону - музыкальному инструменту, который называют голосом танго. Почему из всего хореографического многообразия люди выбрали именно этот танец? Почему и в аскетичной Финляндии, и в беззаботной Франции, и в педантичной Британии, и даже в аутентичной Японии танцуют танго? Своей эмоциональностью, трагичностью, резкой сменой настроений танго очень близко и русскому человеку.

В России можно очень четко выделить три волны популярности танго: первая волна захватила Россию в начале ХХ века, на нэповские времена пришлась амплитуда второй волны и, наконец, сегодня танго накрывает нас уже третьей волной.

Памятник Танго в Буэнос-Айресе

 Памятник танго в Буэнос-Айресе

Волна первая. Революционная

В Аргентине Танго равносильно религии, и танцевали его там всегда. Придя в Россию на переломе XIX-XX веков, танго сразу же обрело статус непристойного явления, и официально танец был запрещен. Несмотря на это, танго стало очень популярным в Петербурге, а затем и в других городах. Но, если одни одобряли новый танец, то другие высказывались о нем резко отрицательно, против танго ополчились власти. В 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведениях России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием «танго».

Вместе с тем петербургские газеты восторженно сообщали, что витрины столичных магазинов «сплошь увешаны материями цвета танго (оранжевый); всем предлагают духи, перчатки, ботинки, и всюду вы слышите – «Танго!» Уже идет оперетка «Принцесса Танго», в книжных магазинах выставлены книги о танго. Запреты, как это обычно и случается, только усилили желание танцевать именно танго. Люди почувствовали в новой музыке танца отражение потребности человека в любви, в выражении чувств.

Немного жеманный, очень смелый, по тем временам, танец идеально совпал с настроениями российской интеллигенции, готовой, подобно танго, бросать вызов общественному вкусу.

Вызов был брошен, но совсем не тот, который ждала, начавшая танцевать танго Россия.

 

Волна вторая. Нэпманская

После событий 1917 года танго погрузилось в вынужденное забвение. Танго во времена Советского Союза считалось образцом «загнивающей буржуазной культуры». Его не запрещали, но настоятельно «не рекомендовали». А танго все равно пробивало себе дорогу к сердцам отечественной публики. На нэповские времена пришелся его расцвет.

Пётр Лещенко

Пётр Лещенко

Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Херардо Родригеса, «Брызгами шампанского» Хосе М. Люкьеси, «Утомленным солнцем» Ежи Петербурского. В это время появляются музыка, стихи и исполнители, так называемого, русского танго. Благодаря латвийскому композитору Оскару Строку танго распространяется в России уже второй волной. Его «Черные глаза», «Скажите, почему?», «Лунную рапсодию» исполняет популярнейший Петр Лещенко...

Александр Вертинский

Александр Вертинский

В годы Отечественной войны советские граждане передают друг другу пластинки с голосом Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского, Леонида Утесова... А затем наступает время танго в исполнении Клавдии Шульженко, танго из отечественных кинофильмов и эстрады. Это было не аргентинское танго, а что-то другое, особенное. Тогда-то и появилось понятие «русское танго».

 

Волна третья. Кумпарсита

Дальнейшая судьба танго в России трагична. Сразу после войны генералиссимус Сталин изымает из лексикона само слово «танго». Композитор Строк попадает в опалу, а Лещенко не пускают в Советский Союз. На долгие годы были забыты старые, и не возникало новых мелодий. Смерть Сталина снимает запрет, и танго начинает потихоньку возрождаться, набирая силу для третьей волны.

Сейчас танго в России популярно как никогда. Интеллектуальное, сложное и чувственное - оно покорило многих. Начиная с легендарных спортсменов Пахомовой и Горшкова, фигуристы вот уже не один сезон выбирают его в качестве музыкального сопровождения, а музыканты-эстеты с удовольствием исполняют танго-произведения.

Второй век живет танго в нашей стране, и популярность его только растет: большинство сегодняшних песен исполняются на ритм этого танца, танго в кино, на концертах, о танго говорят и, конечно, танго танцуют.

 

На волне Астора Пьяццолла

Путь танго в нашей маленькой Карелии почти такой же, как и в большой России: то триумфальный, то трагический. На гребне третьей волны танго-танцоров, танго-ансамблей в Петрозаводске становится все больше.

Астор Пьяццолла

Астор Пьяццолла

8 июня на концерте в филармонии будет царить музыка танго. Облагородил эту, изначально танцевальную, музыку аргентинский музыкант и композитор Астор Пьяццолла, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго, Пьяццолла также известен как мастер игры на бандонеоне.

Михаил Тоцкий

Михаил Тоцкий

На концерте «Июнь в стиле танго» в руках виртуозного Михаила Тоцкого зазвучат и упомянутый выше бандонеон, и аккордина, и баян. Под управлением Алексея Ньяга «станцует» танго симфонический оркестр филармонии. А легкие шаги аргентинской страсти, бегущие по гребню третьей танговой волны России, вспоминать будут еще очень долго.

Просмотров: 6 356