На 23-м году своего существования Международный фестиваль камерного искусства «Осенняя лира» по охвату музыкальных стилей и жанров оказался широк как никогда. Уже прошел вечер джаза, впереди концерт барочной музыки, вечера фортепианной и скрипичной музыки, литературно-музыкальная композиция… Словом, фестиваль успешно продолжает предлагать программы на любой вкус.
Проект «Arstidir» привлек внимание публики еще летом, билеты покупали за месяц-два, многие томились в ожидании, но оно того стоило! Единственный концерт исландской фолк-группы «Arstidir» запомнится слушателям надолго.
Загадочное слово «Arstidir» в переводе с исландского значит «времена года». Для человека, не бывавшего в Исландии, местные сезоны представить непросто. Кажется, там мало солнца и света, холодно и сурово… Не самая, казалось бы, приятная картина. Но, услышав исландских музыкантов, не проникнуться симпатией к этой стране невозможно.
Бывавшие в Исландии (а таковые в зале присутствовали), говорили, что музыка «Arstidir» очень похожа на саму страну… Северная поэтичность, спокойствие и величие внезапно сменяются взрывом энергии – подобно знаменитым гейзерам. Словом, если вы слышали этих молодых исландских викингов, считайте, что слегка прикоснулись к той далекой стране фьордов. И неудивительно желание сразу после концерта взять билет в Рейкьявик – а оно возникло сразу, как только прозвучали первые аккорды и вступили мужские голоса.
Хочется сразу обратить внимание, что многоголосие является фирменной чертой стиля «Arstidir». Редко услышишь (особенно у современных рок-, фолк- и далее музыкантов) столь богатое и чистое пение! В нем есть нечто гимническое, ритуальное, оно завораживает так, что забываешь дышать. «Для нас вокальные композиции – все-таки главное. Струнный квартет – красиво, но это другое. А когда ты поешь a capella, и одновременно звучат шесть голосов… Такого не поймаешь инструментами!» – говорят музыканты.
А ведь в свое время «Arstidir» начинался с трио гитар. Теперь музыкантов шестеро: по-прежнему три гитары (одна из них баритоновая, в принципе, редко используемая музыкантами), плюс скрипка, фортепиано и виолончель. А если учесть, что каждый из инструменталистов является вокалистом, то количество музыкальных инструментов возрастает вдвое. Особый шарм секстету придает то, что все участники – молодые парни. Хотя, как признаются сами музыканты, специально создавать исключительно мужскую группу они не собирались. Так получилось.
Пока длился концерт, где-то глубоко танцевала мысль – о чем поют мужчины на языке древних мифов и легенд? В антракте краем уха слышу, что они не очень-то любят рассказывать, о чем их песни… А узнать хотелось бы! Музыканты на интервью соглашаются – они вообще охотно общаются с прессой. Но точное время беседы неизвестно до последнего – жесток гастрольный график. В филармонию в сопровождении переводчиков буквально на 15 минут практически влетают скрипач Карл и пианист Йон. Успевают сделать глоток зеленого чая и сказать пару слов о себе.
– Как вы попали в Россию?
- Директор культурного фонда «Вереск» Мария Челнокова увидела нас в Интернете – на сайте исландской музыки. Конечно, у нас и до этого было желание отправиться куда-нибудь, но идея привезти нас в Россию принадлежит Маше. В первый раз мы приехали сюда в прошлом году – посетили только Москву и Петербург. В этом году в нашем российском туре восемь городов (и с акцентом перечисляют): Обнинск, Калуга, Петрозаводск, Москва, Петербург, Тверь, Дубна, Воронеж. Принимают везде просто великолепно!
– На концерте вы сказали, получив букет, что Вам никогда не дарят цветов. Шутите или это действительно так?
- Да, в первый раз цветы подарили. В Исландии подобное принято только у классических музыкантов.
– У всех есть классическое музыкальное образование?
- Не у всех. Йон учился игре на фортепиано три года – с 9 до 11 лет. Халлгримур играет на виолончели с 6 лет, он по-настоящему обучен, так же как и Карл. Гуннар – самоучка, у Рагнара более общее образование – фортепиано, гитара, и вокал, конечно.
– Но в основном у всех классическая основа?
- Для того, чтобы быть музыкантом, классическая база необходима. Она – единственно правильная; это та основа, с которой можно двигаться в любом направлении.
– Когда на сцену вышли ваши друзья "Iamthemorning" из Петербурга, то образовался классический струнный квинтет. А есть ли планы сделать программу с симфоническим оркестром?
- (Смеются) Если только в мечтах. Каждая группа мечтает в конечном итоге сыграть с симфоническим оркестром.
– Песни пишут все или …?
- На самом деле пишут все. Обычно происходит так: кто-то приносит «рыбу» песни, но нельзя сказать, что это вся работа. Когда есть группа из 6 человек, а ты приносишь песню – в процессе репетиций другие ее так переделают, что часто от первоначального остается очень мало. Хорошо, если осталась половина того, что было изначально принесено.
– А как потом авторство делите?
- Имена авторов, которые вы видите на диске – верхушка айсберга. Это те люди, которые подали основную идею, те, кто вложил в песню больше всего сил.
– Вы работаете вместе три года. Есть ли у кого-нибудь стремление к лидерству?
- (смеются) Да кто хочет быть лидером, тот им и является! Но от дня к дню все меняется. По натуре каждый из нас – лидер, но мы пытаемся сдерживаться… Мы ведь друзья.
– Девушкам категорически нет входа в состав Вашего мужского ансамбля? Есть принципиальная позиция?
- (смеются) Мы ничего не планировали, не собирались делать мужскую группу… Просто так вышло: мы парни, мы музыканты, общаемся с людьми своего возраста – и появляется группа… Кстати, вот что смешно: в этом гастрольном туре мы, шестеро парней, путешествуем с тремя девушками (переводчик, директор группы и пресс-секретарь), еще с нами две ассистентки… Так что, в целом, равновесие-то есть! А если серьезно, то ввести в состав группы девушку было бы интересно, особенно если она хорошо владеет инструментами. Но в таком случае нам пришлось бы переделывать все вокальные партии, многое менять... А совместные концерты с классическими певицами у нас были. Кстати, на последнем диске на струнных играют девушки.
– Чем вам запомнится Петрозаводск?
- После концерта подошла девушка и подарила вот эту птичку… Знаете, мы каждый день играем в новых городах, для новых людей – и они сразу нас принимают. Это бесценно, и это определенно то, что необходимо сохранить в наших сердцах.
В общем, так и не получилось поговорить с молодыми музыкантами о текстах их песен (да и слишком уж они для этого были веселы). Да и фьорд с ним. Музыканты прыгают в поезд, а на память остается диск с автографами и текстами песен…
In a forest without any trees
Where feelings and memories
Superimposed by an image of you
Are caught on morning dew…