Подобное мероприятие – первый опыт открытого общения филармонии и общественности города. При этом руководители филармонии намеренно присутствовали лишь в зале и слово для выступления брали редко. Активными участниками выступили молодые и инициативные представители творческих профессий.
Центром обсуждений должен был стать злободневный вопрос: «Молодежь и филармония». Но поговорить хотелось о многом, темы разговора постоянно менялись, затрагивались и ценовая политика, и необходимость филармонии как концертной организации. Гости охотно поделились мнениями на все возникшие по ходу рассуждений темы, высказав и теплые слова в адрес филармонии, и критику, и конструктивные предложения по рекламе и новым проектам.
Жаль, что это филармоническое мероприятие и его актуальная тема не вызвали должного интереса со стороны тех на кого, оно было направлено в первую очередь: крайне мало студентов и школьников присутствовало в зале. В основном филармонию поддержали ее друзья. Однако и организаторы, и участники довольны своим дебютом. Довольны, несмотря на все недостатки в проведении. Ведь получились не дебаты, а скорее разговор на определенные темы. Бесспорно, тем для обсуждения осталось немало, так что предполагается вторая серия дебатов.
Итак, дебаты – это один из способов понять, что людям интересно. Они помогают увидеть себя со стороны. Пора филармонии что-то изменить? И надо ли?
Вот мнения участников дебатов на интересующие филармонию темы.
Я И ФИЛАРМОНИЯ: ХОЖУ, ПОТОМУ ЧТО…
ЮЛИЯ БОКАЧЕВА (преподаватель КГПА, психолог). Я такой среднестатистический посетитель филармонии – мне так кажется. Я хожу в филармонию реже, чем хотелось, но неоднократно за сезон. Почему? Во-первых, в прошлом я окончила музыкальную школу, ходила в филармонию, когда она была деревянным зданием. Безусловно, это нельзя скидывать со счетов. Во-вторых, я люблю музыку. И, в-третьих, я – преподаватель вуза, моя деятельность интеллектуальная, мне нужно много думать. Лет десять назад я поняла, что на концертах я очень хорошо думаю. Мне помогает на концертах музыка думать, думать спокойно.
ПАВЕЛ ПРОХОРОВ (представитель профкома ПетрГУ). Я сформулировал для себя следующие причины, по которым я бываю в филармонии. Первая из них – это работа. Профком студентов и ректорат давно уже определились, что нам необходимо студентов как-то творчески развивать и прививать им чувство вкуса. Именно поэтому я часто бываю в филармонии, чтобы посмотреть и оценить события. Во-вторых, я имею отношение к современной музыкальной культуре, и мне кажется, я ее уже «хапнул» в полной мере. Мне кажется, что она себя в какой-то степени исчерпала. Хочется поискать себя в направлении, которое еще более интересно, чем современная поп-культура. Я считаю, что образованный человек должен воспитывать в себе чувство вкуса, и в данном случае филармония очень активно этому способствует.
ЕГОР КУКУШКИН (художник). Я себя рассматриваю как потенциального клиента филармонии и человека, который хочет еще очень много раз туда попасть. Моя дружба с филармонией началось с общения с коллективом, после этого попал на концерт. Мне очень понравилось, и я хотел бы еще побывать на таких концертах. Я в «Территории» был больше раз, чем в филармонии, но хочу, чтобы счет уравнялся.
АЛЕКСЕЙ ЕНИКЕЕВ (арт-директор Music Café & Dancing Club «Территория»). Я честно признаюсь, что я хожу тогда, когда меня что-то интересует, тогда, когда у меня появляется свободное время, или когда продукт, предлагаемый филармонией, вынуждает меня бросить все остальное, забыть про все дела и идти «вылавливать» в этом потоке других предложений в сфере отдыха и развлечений то, что становится эксклюзивным, то, что я второй раз здесь в Петрозаводске в другом месте вряд ли увижу. Поэтому я честно признаюсь: хотелось бы ходить больше. Я не отношу себя к фан-клубу классики, но с удовольствием смогу придти посмотреть тот или иной концерт и, в том числе, я с удовольствием принимаю приглашение своих родителей, когда они говорят: «составь нам компанию».
ДЕНИС ПОГРЕБНОЙ (актер, журналист, студент ПетрГУ). В своих жизненных приоритетах, любви к определенным жанрам искусства выше симфонических концертов я ставлю театр. Поэтому в свободное время я пойду в театр, нежели в филармонию. Также хочется вспомнить не так давнишнее высказывание министра культуры Галины Тойвовны Брун по не очень приятному вопросу, связанному с театрами. Она сказала: «Зачем нам так много театров – ведь у нас есть Интернет. Все можно посмотреть там». С симфонической музыкой вообще легче. Ее можно слушать дома, можно слушать в машине, в общественном транспорте. Я не могу сказать, что не пойду в филармонию, я говорю, что очень давно не был в филармонии.
НИКИТА ВЛАСОВ (рок-музыкант, телеведущий). С музыкой я сталкиваюсь довольно часто, при этом моя культурная жизнь не связана с какими-то определенными концертными организациями, культурными организациями. Я не против филармонии, вообще нечасто о филармонии думаю. Я не являюсь противником академической музыки. Но в саму филармонию, как в здание, не хожу, это бывший дом Политпросвещения, мне там неуютно.
КОНЦЕРТ С МУЗЫКОЙ «BEATLES» – НЕПРИЕМЛИМО ИЛИ КОМПРОМИСС?
АННА (студентка ПетрГУ). Мне, например, было бы очень интересно, очень любопытно. Это достаточно приемлемый вариант компромисса. Действительно, молодежи было бы интересно послушать «Beatles» в такой интерпретации и увидеть, что такое настоящий симфонический оркестр, потому что далеко не все имеют представление об этом.
ВЛАДИМИР ТРОИЦКИЙ (артист Симфонического оркестра филармонии). Мне кажется, что «АВВА», «Beatles» – хоть я их очень люблю, и у меня дома богатейшая коллекция – это удел прокатных агентств, продюсерских центров. Филармония – это базисная основа классической музыки, академической музыки.
ЮРИЙ НИКОЛАЕВ (актёр). Может быть, если бы молодой человек, придя в филармонию, послушал «Beatles» и после этого понял, что это совершенно другое восприятие любой музыки абсолютно, то потом возникло бы желание сходить на другой концерт. Может быть, в этом есть выход, мне так кажется.
ВАСИЛИЙ БАШКИРОВ (начальник отдела маркетинга и рекламы филармонии). Наша постоянная слушательница благодаря концерту «Beatles» привела к нам десять новых слушателей. Они сказали: «О, есть филармония, есть симфонический оркестр, я не могла или не мог переступить порог филармонии только потому, что думала, что симфоническая музыка для меня недоступна». После этого они посетили еще несколько концертов. Может быть, кто-то из них потом станет поклонником филармонии.
НИКИТА ВЛАСОВ (рок-музыкант, телеведущий). «Beatles» в классической обработке – это суррогат. Давайте признаем, что «Beatles» – это достаточно лютое ретро. На этом концерте невозможно получить понятия ни о «Beatles», о которых молодежь не знает, ни о симфоническом оркестре. Это, скажем, жанр капустника.
ЛАРИСА СЕМАВИНА (сотрудник Национальной библиотеки РК, заведующая сектором музыкально-нотной литературы). Помните старые фильмы, когда в кино перед началом сеанса играет оркестр… Те же самые «Beatles» – это то же самое ретро, потому что это ретро – это возврат к настоящему, красивому, доброму, вечному.
НУЖНА ЛИ ФИЛАРМОНИИ «ОБЕРТКА»? ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И РЕКЛАМЕ
АЛЕКСЕЙ ЕНИКЕЕВ. Я как простой гражданин и просто как прохожий, проходя мимо филармонии ловлю себя каждый раз на мысли, что стандартная упаковка афиш, рекламы наружной, которая из года в год традиционна (это классика с одной стороны), но я все реже оборачиваю голову и смотрю на нее. Мне хочется, чтобы я чаще вертел головой, проходя мимо стенда филармонии, улыбался, смотрел и принимал эти продукты.
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ (музыкант). На мой взгляд, филармония не может определиться с форматом афиш под целевую аудиторию. Если целевая аудитория – это женщина старше 50 лет, допустим, старше 40, то современная афиша для таких людей немножко современна, она слишком яркая. Для молодежи она немножко уже устарела, молодежь не пойдет по таким афишам в филармонию.
СЕРГЕЙ (студент ПетрГУ). В принципе есть два пути: либо воспитать в молодежи отношение с самого детства к филармонии, такой, какая она есть – то есть менять молодежь либо же менять филармонию, для того, чтобы завлечь молодежь туда. У молодежи имеется четкое представление, что филармония – это просто здание с побелкой внутри, колоннами, сценой и сиденьями, по типу Муздрама – и в принципе больше ничего. Я уверен, что есть очень много приятного наполнения внутри конфеты под названием «филармония», но у нее нет яркой обложки. Под «оберткой» я имею в виду способ предлагать филармонию, не навязывать, не заставлять кого-то туда идти, а как любой другой товар грамотно презентовать для того, чтобы заинтересовать кого-либо.
ИРИНА УСТИНОВА (директор ГУ РК «Карельский региональный Центр молодежи»). Каждый из нас, проходя мимо, зайдет в филармонию, если он увидит эту самую цветную «обертку». Тот, кого воспитали семья, которому «донесли» учителя, он осознанно придет, ему не нужна «обертка». А тот, кто всего этого не знает и не понимает, он на «обертку» среагирует. Я не говорю о том, что это цветные афиши, более красивые. «Обертка» – это то, как осуществляется информационное сопровождение деятельности филармонии.
ПАВЕЛ ПРОХОРОВ. Информация должна доходить до человека сама, я в этом искренне убежден. Даже группа «В Контакте» не столь посещаема, как прямая рассылка. Даже если у вас в группе есть 1000 человек, дай бог 200, 100, 50, 20 или вы сами заходите в эту группу. На самом деле есть уже более современные технологии, которые непосредственно доставляют эту информацию до потребителя. Технологий достаточно! Зачем печатать какие-то афиши, если все люди есть в одном месте? Это их дом – компьютер. Больше чем спит, студент находится только «В Контакте».
АННА (студентка ПетрГУ). Я «В Контакте» еженедельно получаю, как минимум, пять приглашений на различные музыкальные мероприятия и регулярно их посещаю. Это может быть и Арт-кафе «Fm», которое под боком у филармонии, и клуб «Поршень». Это, конечно, другие все направления, но, по крайней мере, я о них знаю и уже могу выбирать. О том, что у филармонии есть группа «В Контакте» я узнала после того, как увидела анкету, которая буквально перед дебатами была распространена. Если бы филармония как-то пыталась себя прорекламировать, то процент посещения молодежи таких мероприятий увеличился.
НИКИТА ВЛАСОВ. Все поменялось, сейчас достаточно ужасная ситуация. Сейчас все привыкли, что им все принесут наготово. Новости не надо искать – тебе по телевизору расскажут, рассылка пришла… Когда я начинал музыкой заниматься, не было информации, приходилось искать, и это был сознательный поиск. Сейчас сознательный поиск заменен, люди сидят на диване, и им все наготово приносят.
ГЕОГРИЙ ЧЕНТЕМИРОВ (корреспондент ГТРК). Я соглашусь с тем, что действительно филармонию нужно не подстраивать под кого-то, не менять содержание, не заниматься вещами, которые не имеют отношения к музыке. Но можно же менять форматы, например, давать ночные концерты. Два рецепта могу дать, они мне кажутся очень приемлемыми. Во-первых, по примеру «ночи в музее» – «филармоническая ночь», потому что молодежь любит ночь, в ночных клубах, если бы не ночь, никого бы не было. Молодежи нравится, когда темно, когда музыка играет на улице – почему, скажем, таким спросом пользуются фестивали, которые проводятся на улице, почему в Европе очень часто классическую музыку играют на открытом воздухе? Почему мы этого не делаем?
ФИЛАРМОНИЯ И ЕЕ АУДИТОРИЯ: НОВАЯ ИЛИ СТАРАЯ?
МАКСИМ ИВАНОВ (педагог Державинского лицея). Классическая музыка – это элитарное искусство. Элитарное искусство – не для всех, оно требует специальной подготовки. Потому что если общество будет только элитарным увлекаться, я не знаю тогда, что нужно будет придумать такое, чтобы было интересно. Если все будут ходить в филармонию, все будут любить классическую музыку и понимать ее, то это будет, мне кажется, ужасно. Это ужасно, если всегда будут зрители.
ВЛИДИМИР ТРОИЦКИЙ. Все-таки для того, чтобы придти в зал филармонии на классический концерт, нужно иметь какую-то подготовку и базис, который воспитывается с детства – с родительских советов, с книг, которые периодически «подкладывают» ребенку, когда он начинает учиться читать, с музыки, которую ставят, когда он ложится спать.
НИКИТА ВЛАСОВ. Мне кажется, в филармонию надо перестать пускать кого попало. Не нужно филармонии идти навстречу публике. Потому что молодежь пятится, и так филармония может зайти неизвестно куда. Надо иметь свое достоинство, оставить какую-то пустоту, которая заполнится. В конце концов, продвинутой молодежи будет даже, наверно, интересно проникнуть туда, куда не всех пускают.
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ. Это не очень перспективная вещь, я считаю,– сделать из молодежи, из студентов и старших школьников новую целевую аудиторию для филармонии. Среди моих друзей есть люди-немузыканты, которые пойдут в филармонию, которые ходят и в кинотеатры на арт-фильмы, а есть такие, которые никогда не пойдут, как не презентуй, какие афиши не вешай – не пойдут ни за что.
ЛАРИСА СЕМАВИНА. Нужно заинтриговать людей, дать маленькую искорку. «Что будет дальше?» «А вы идите и посмотрите, что будет дальше». Дайте что-то такое, чтобы у кого-то что-то где-то зажглось – они сами придут. Мы работаем с филармонией очень тесно, зовем к себе, чтобы потом пошли к ним. По крупице, по зернышку мы пытаемся что-то сделать… Молодежь придет, никуда она не денется.
ЮРИЙ НИКОЛАЕВ. Есть вещи, за которые, как мне кажется, переступать категорически нельзя. Не надо. Есть аудитория, которая ваша, она уже ваша, вы должны ей гордиться.
ПАВЕЛ ПРОХОРОВ. Когда мы пытаемся привлечь молодежь в филармонию, мы пытаемся в маленький автомобиль запихать то, что мы не в состоянии сделать. Уважаемые гости, вспомните сами свой возраст, в котором вы поняли классическую музыку? За исключением только музыкантов, кто с самого детства в ней, кого родители били по рукам и заставляли сесть к фортепиано – они поняли это рано. Я искренне сомневаюсь, что это у вас было в 14, 15 или 20 лет. Может быть, надо дать молодежи шанс с 12 до 25 лет «изнасиловать собственный мозг» Бритни Спирс, чтобы они почувствовали какой-то надрыв, тягу к светлому. Потому что штамповочное искусство всегда будет. И будет классическая музыка. Зачем мы запихиваем в головы ребятам что-то чуждое, что они еще не готовы принять? Им надо дать попробовать этого коснуться в раннем возрасте. Всем остальным давайте дадим шанс вырасти и все это понять. Может, поэтому ваша основная аудитория старше 50 лет, потому что это люди, которые прожили жизнь, которые ее знают, которые на нее смотрят более стабильно и спокойно. В этом случае они понимают классическую музыку лучше, чем мы в своем раннем возрасте. Я считаю, что за форматом в развлекательном смысле вам не стоит гнаться. Вы теряете свое лицо. Все знают автомобиль «бентли» и часы «ролекс». Не у всех они есть, но все к овладению этими вещами стремятся. Я думаю, было неплохо, если филармония стала искусством для элиты, для понимающих людей. Молодежь без собственного желания практически невозможно заставить что-то сделать. Всему свое время.
НИКИТА ВЛАСОВ. А я поддерживаю мысль, что надо «насиловать» молодежь. Филармония должна воспитывать, образовывать даже насильно – потом скажут спасибо. Не надо сюсюкаться с молодежью, она это не любит, мы все это знаем. Если выполнять молодежные капризы, то молодежи это наскучит.
ДОЛЖНА ЛИ ФИЛАРМОНИЯ ИДТИ «В НАРОД»?
ИРИНА УСТИНОВА. Да, есть своя аудитория и одна всегда будет. Но сегодня молодежь, с которой мы работаем, мы каким-то образом должны вовлекать в этот процесс… Давайте поставим вопрос по-другому: пусть филармония придет к молодежи. Август месяц, 2010 года, международный молодежный форум «Гиперборея», полторы тысячи людей на свежем воздухе, огромная сцена – давайте, симфонический оркестр в один из дней вечером выступит перед молодежью. Выступит именно с классикой. Это замечательный пиар.
АЛЕКСЕЙ ЕНИКЕЕВ. Маленький пример – из последних совместных акций «Территории» и кинотеатра «Калевала». У них продолжают показывать оперу «Ла Скала». Человек приходит в кинотеатр, в самом цифровом лучшем качестве смотрит оперу и чувствует себя на этом концерте. Пусть это безумная мысль, но из безумного рождается все. Если перед этим показом выступить двум-трем участникам – представителям филармонии? Люди пришли в кинотеатр, люди современные, они пришли смотреть цифровое видео. Если тут же перед кинотеатром им сделать 15-минутное выступление от филармонии, дать послушать настоящий звук, вокал, они немножко ошалеют от того, что, оказывается, здесь рядом находится, запомнят филармонию, переведут ее из строчки «серое заведение, где проходят выпускные для элиты», переведут во что-то современное, приближенное к его восприятию этого мира.
«Территория» еще год не работает в Петрозаводске, но мы изначально значились как музыкальное кафе и стать работать для людей, которые ценят, ищут и любят эксперименты. Наши эксперименты с филармонией дают плоды. Мы говорим о нашем предложении: это пакет-услуга – концерт плюс современный отдых. И человек готов приобрести пакет за вашу стоимость, он придет, послушает, и потом он готов пообщаться, обсудить и еще по-другому отдохнуть. Это не обязательно «Территория». Смотрите: вы идете на концерт симфонической музыки или любой другой концерт, и вам после этого предоставляется возможность где-то потом вот также собраться с друзьями, обсудить, а эти же музыканты могут представить вам иную интерпретацию.
ФИЛАРМОНИЯ СЕГОДНЯ
ИРИНА УСТИНОВА. На сегодняшний день любой молодой человек, какие бы взгляды у него не были, какую бы музыку он не слушал, чем бы он не увлекался, к какому бы движению он не примыкал, в филармонии сможет найти для себя то, что будет интересно именно ему. Мне кажется, что вся беда на сегодняшний день заключена в том, что в наших головах, у многих, сформировался определенный стереотип. И мы согласно нему воспринимаем филармонию как нечто консервативное, с очень строгими правилами, может быть, немножко старомодное. Просто нужно предпринять усилия для того, чтобы этот стереотип в нашей голове поменять, сломать его и дать понять молодежи, что филармония – она разная. И она может быть интересна для каждого из молодых людей, вне зависимости от того, чем он увлекается и каков он есть. Все дело в нашем информационном пространстве и в том, чтобы донести до молодежи, что есть филармония.
АЛЕКСЕЙ ЕНИКЕЕВ. Под знаменем филармонии я доверяю предлагаемому продукту, я готов идти, смотреть, слушать. Потом выходить и рассказывать друзьям и советовать вам, советовать всем в Петрозаводске еще и еще раз окунуться в мир филармонии.
ЮЛИЯ БОКАЧЕВА. Во-первых, на самом деле среди 30-, 40-, 50-, 60-летних и так далее далеко не все ходят в филармонию. Почему-то мы об этом не говорим. Все равно будет какая-то определенная публика, так ведь? У меня не все друзья ходят в филармонию – и ладно. Все равно все не придут, также как и в Третьяковскую галерею и в Эрмитаж. Второй момент: у меня старшей дочке 17 лет, я знаю много ее друзей, это те люди, которые ходят в филармонию и пойдут в филармонию. Они пробуют, и это совершенно оптимистично.
ЕГОР КУКУШКИН. Я пришел сюда поддерживать филармонию и с целью потихоньку просвещаться. Наверно, каждый в определенном возрасте начинает интересоваться, а студентам, может быть, не настолько интересно. Мне 35 лет, и я пришел.
ОЛЬГА КУРБАТОВА (педагог СОШ № 1). Психологи говорят: если человек получил удовольствие где-то, то он будет стремиться получить его еще раз. И поэтому филармония должна делать концерты разные, очень разные. И кто-то из вас обязательно на том или ином концерте получит это удовольствие, запомнит и придет еще раз. Это может быть в любом возрасте, и в маленьком, и в школьном, и во взрослом. И поэтому филармония должна быть очень разнообразной.
ЛЕНА (ученица О. Курбатовой). Я хочу сказать, что какие бы записи не слушали, какие бы оркестры не исполняли, всегда интересно послушать вживую, посмотреть, как работают музыканты. Мне кажется, что должна быть филармония разной для заинтересованного, профессионала, просто любителя.
НИКИТА ВЛАСОВ. Руководство филармонии, вы гните свою линию. Не бойтесь казаться старомодными, потому что это ваше дело. А молодежи… тем, кто ходит туда, – расширяйте свой кругозор! Хуже не будет.
ИРИНА УСТИНОВА. Филармония замечательная, она разная, что бы о ней не говорили – она разная. И она – абсолютно для каждого. Конечно, надо воспитывать молодежь с детства и разнообразные программы делать: и для детей (что и делает филармония), и для юношества, и для молодежи, и для взрослых… И в том числе надо стремиться в любом случае завлекать молодежь в филармонию, придумывать какие-то механизмы, вот эту самую «обертку». Не в смысле красивой и яркой афиши, которая будет гореть со стены и дверей филармонии, а какие-то мини-акции и проекты. Нужна все-таки живая реклама. И что бы ни говорили – молодежь сегодня в своем информационном пространстве очень современна, и она очень много находится в Интернете. Это сумасшедший ресурс, который нужно использовать. И – пиар-компания. Как бы не хотелось совмещать слово «филармония» и слово «пиар» – это нужно делать.
АЛЕКСАНДР КОКТОМОВ. (директор филармонии). У меня спросило телевидение: «у вас такое катастрофическое положение с молодежью?» Да нисколько не катастрофическое. Ходят на концерты, все это есть... Другой вопрос, что нам бы хотелось не воспитывать молодежь. Музыке нельзя научить, это не математика, она приходит – и все. Да, они могут ее выбрать или не выбрать, но наша задача – дать им возможность ее услышать. Можно продолжать искать и дискутировать, потому что тогда появляется желание придти и убедиться в том, так это или нет – это значит, наша цель достигнута, вы заинтересовались. Пусть придут в 35 лет, в 40, в 50. Каждому свое, вот это главное.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Великий дирижер Валерий Гергиев сказал, что можно прекратить выступления и слушать записи, а можно продолжать исполнения вживую и, может быть, однажды на сцену выйдет исполнитель, чье выступление станет самым ярким впечатлением в вашей жизни. Конечно, слова маэстро относились к Мариинскому театру, но разве филармония не несет ту же функцию? Разве филармония не дарит «живые» выступления и «живые» впечатления? Да, в Интернете Вы можете услышать и Марию Каллас, и Бостонский симфонический оркестр, но почувствуете ли Вы дыхание исполнителя, ощутите его волнение, будете ли сами трепетать, когда руки музыканта коснутся инструмента, создастся ли у Вас эффект личного присутствия на музыкальном таинстве? Те, кому выпадает счастье вживую услышать выступление музыкантов такого уровня, как Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Виктор Черноморцев, признаются, что только на живых концертах понимают, как завораживающе классическая музыка действует на души людей.
Эти слова – Вам, Слушатель XXI века! Вам, МОЛОДЕЖЬ!
До встречи в филармонии!