Газета «Филармония», № 1 (2), январь 1998 г.
Рубрика «Жизнь в искусстве»
Автор: Наталья Гродницкая
Карельской филармонии Василий Петрович отдал лучшие тридцать лет своей творческой жизни. И, к чести филармонии, она это оценила, устроив ему маленький праздник и собрав на него друзей певца. Небольшой концерт виновника торжества показал, что Василий Петрович находится в прекрасной форме, что ему еще петь и петь…
Много лет назад я оказалась на одном из концертов, где пел Ширкин, с приятельницей-музыкантшей из Москвы. «Какой у вас бас! – воскликнула она. – Откуда он?»
Этот мощный бас родился на свет в районе знаменитых Демидовских заводов на Урале, недалеко от Воткинска, в семье потомственного кузнеца; отсюда, наверное, – природная сила. Но и музыкантами не обижены те края: Воткинск – родина П.И. Чайковского. Отец певца самоучкой освоил баян, потом стал профессиональным баянистом. Для Василия Петровича приобщение к музыке тоже началось с баяна. Тем не менее, видимо, для какой-то привычной надежности, поступил в техникум, но параллельно – в музыкальное училище. В итоге техникум бросил.
Вообще параллели довольно характерны для творческого пути Ширкина. Армию он служил в ансамбле Уральского военного округа, а параллельно пел в хоре Свердловской оперы. В 1957 году с театром попал в Москву, прослушался в Гнесинском училище и получил перевод сразу на второй курс. Здесь параллелью к училищу стал Большой хор Всесоюзного радио.
Следующий этап – хор Большого театра, попасть в который весьма непросто, пришлось пройти три отборочных тура. Прошел. Но при таких данных надо было когда-то выходить из хора. И в 1963 году, опять же по конкурсу, певец становится солистом Московской гастрольной оперы. Оттуда его сманила Ярославская филармония, а 10 ноября 1967 года Ширкин приехал в Петрозаводск.
За прошедшие с тех пор тридцать лет Василий Петрович дал более четырех тысяч концертов. А сколько он спел в консерватории, помогая студентам осваивать концертмейстерское искусство! Это перевести в цифры теперь уже просто невозможно.
Свои концертные программы певец готовил с разными пианистами. В начале гое деятельности это были филармонические концертмейстеры, прежде всего Надежда Пантелеймоновна Вильчинская и Галина Давыдян, позже – Сергей Контуашвили. Иллюстраторская практика Василия Петровича свела его со многими первоклассными музыкантами – Т. Бибиковой, Э. Босенко, Б. Серовой, Н. Ароновой, Ю. Тишкиной, С. Синцовой. Давним «внеконкурсным» помощником Ширкина является К. Рожков, в последнее время – В. Горин. И со всеми он с удовольствием работает.
На юбилейном вечере выяснилось, что Василий Петрович – совершенно не типичный вокалист: он не страдает манией величия, никогда не ссылается, что он не в голосе, нездоров, никогда не отказывается выступить в аварийных случаях, когда надо кого-то заменить, охотно идет на все творческие предложения. Безотказно все годы выезжал в любой конец республики и за ее пределы. По-моему, для филармонии это просто бесценный клад, а не штатный работник.
В Карелии Василий Петрович встретился со своей женой – Викторией Гладченко. За годы совместной работы они спели много дуэтов, но, как мне кажется, в этой исполнительской сфере могли бы сделать гораздо больше. Их голоса замечательно звучат вместе, сливаясь, они рождают новый неповторимый тембр – красивый, нежный, завораживающий.
За прожитые годы столько спето, перечувствовано, понято, что грешно держать все при себе. Жаль вот только – отдавать некому. Я хочу пожелать Василию Петровичу, чтобы его невостребованные педагогические находки получили возможность реализоваться.