Lipunvaraus

(8142) 76-92-08

Lipunmyyntipisteen aikataulu:
ma—pe: klo 12:00 — 19:00
la—su: klo 11:00 — 17:00
lounas: 14:30 — 15:00

Виктория ГЛАДЧЕНКО: «Последний раз, когда я видела Париж»

9 kesäkuu 1998, tiistai

 Газета «Филармония»

Рубрика «Жизнь в искусстве»

Автор: Юлия Генделева

Удивительные повороты судьбы были предначертаны певице. Детство в военном Сталинграде и одна из первых в Союзе гастрольных поездок за рубеж, постоянное стремление на оперную сцену, завет учителя бежать от филармонии и оперетты и всю жизнь – работа в филармонии.

Многие оперные театры страны во главе с Большим готовы были принять ее в свою труппу, но неизменно – будто подсмеиваясь над человеческим предрасположением – впутывалось и располагало по-своему вечное «но», которое в конце концов и привело ее в наш славный город. Однако начнем по порядку.

Итак, Сталинград.10 октября 1938 года в семье Гладченко родился тринадцатый ребенок – Виктория. В роде всегда звучала музыка, и ничего удивительного не было в том, что после школы девушка поступила в музыкальное училище. Чудо случилось чуть позже – летом после третьего курса Виктория оказалась в составе делегации, отправлявшейся во Францию: четыре танцевальные пары, бас, меццо и она, сопрано. Как их снаряжали представлять страну – платья, туфли и все прочее, надо рассказывать отдельно. Целый месяц сказочной жизни и ежедневных выступлений. Сольный концерт в «Гранд-Опера» - не каждый может похвастаться таким началом.

После училища Викторию брали в театр музыкальной комедии, уже шили ей платья. Но она хотела учиться дальше и поступила в Киевскую консерваторию к Зое Михайловне Гайдай. У этой известнейшей в те годы певицы, народной артистки СССР, и проучилась она четыре года – до самой смерти педагога. Выступала на Интервидении, объездила всю Украину. Идти к кому-то другому после Гайдай было невозможно: Гладченко закончила консерваторию экстерном. И, памятуя слова своего учителя: «Никогда не ходи ни в филармонию, ни в оперетту. Иди только в оперный театр, это твоя стезя», – поехала прямо в Большой театр.

Тут-то и началось вмешательство того самого «но»: прослушивавший ее Б.Э. Хайкин готов был ее взять, но… после работы на периферии. По рекомендации П.М. Норцова (оказалось, Зоя Гайдай была его первой Татьяной) Гладенчко поехала в Новосибирск. Уже дана была квартира, спеты первые спектакли, но… вмешалась примадонна, и юная конкурентка вынуждена была уехать. Ее пригласила Свердловская опера. Вновь спета Татьяна, но… в театр вернулась недавно покинувшая его прима, и снова приходится отправляться на поиски места под солнцем. Прослушалась в МАЛЕГОТ: и там готовы взять, но… через полгода-год, когда освободится место. Сколько за это время предлагали театров оперетты и филармоний, не сосчитать; певица отказывалась от всех предложений.

Согласилась поехать в Ярославль солисткой симфонического оркестра. Но сколько концертов можно спеть с оркестром в провинциальном городе? Ее стали привлекать к работе в музыкальном лектории, и… Вот она, филармония. С 27 лет и больше, чем на четверть века. И замуж вышла за солиста филармонии Василия Ширкина. А вскоре увидели они объявление в газете: Карельской филармонии требуются сопрано и бас, - и решились на перемену мест.

Это случилось в 1967 году. А что было дальше, знают уже любители музыки не только в Петрозаводске, но и во всей Карелии: нет, наверное, в республике уголка, где не пела бы Виктория Гладченко. Сотни и тысячи концертов, записей на радио с симфоническим оркестром и постоянным концертмейстером Галиной Давыдян, программы музыкального лектория, оперы в концертном исполнении, звания заслуженной артистки Карелии, а потом и России. Концертная эстрада стала ее театром, узнала сценический темперамент и выразительное богатство голоса.

В том же 1967 году открылся в Петрозаводске филиал Ленинградской консерватории. 13 лет проработала там певица иллюстратором, помогая будущим концертмейстерам, а затем у нее появилась первая студентка. Сейчас их уже тринадцать в классе доцента и профессора кафедры сольного пения Виктории Алексеевны Гладченко. (Петрозаводские слушатели знают ее учениц Наталью Кулаеву и Хён Су Ён).

Работа в консерватории сдружила певицу с концертмейстером Татьяной Павловной Бибиковой. За 20 лет работы с ней подготовлено 20 сольных программ: антология немецкой песни от XVI до XX века, монографические концерты Рахманинова, Чайковского, Хиндемита, Стравинского, Гуго Вольфа, Брамса, Шуберта, Пуленка…

Этому учила З.М. Гайдай: не повторять программы. Гладченко до сих пор следует ее совету и на своем юбилейном вечере, состоявшемся в зале музыкального училища 10 октября, спела несколько новых для себя произведений. Звучала музыка Баха, Шуберта, Танеева и два романса ее любимого Рахманинова, написанные в Америке в последние годы жизни композитора.

Поздравления друзей и коллег в этот вечер были удивительно теплыми и живыми: иначе нельзя говорить о человеке, чье жизнелюбие, оптимизм и энергию чувствовали все, кто ее слушал. А выступление студентов, продемонстрировавших всем, что же такое класс профессора Гладченко, показало, что пороху в пороховницах хватит еще надолго.

Париж, Новосибирск, Ярославль… С Петрозаводском тридцать лет назад связала жизнь Виктория Гладченко, и мы благодарны ей за это.

Просмотров: 5 806