27 сентября в Большом зале Карельской филармонии прошел концерт «Роскошь французкого барокко» - первый из цикла концертов фестиваля «Осенняя лира».
Хотелось написать «на сцене блистали замечательные музыканты…» Музыканты, а это был ансамбль старинной музыки «Gnessin Baroque», действительно были замечательными и блестящими, только расположились они не на сцене, а прямо в партере. Устроители фестиваля превратили сцену в витражное окно старинного собора, сквозь цветные стекла которого тихо льется свет. Неразделенные рампой артисты и публика в затемненном зале, при определенной работе воображения, могли напоминать собравшихся на «домашнем» концерте в особняке 17-18 веков.
Идеей создания ансамбля «Gnessin Baroque» послужило участие в проекте музыкантов, непосредственно связанных с Школой имени Гнесиных – ее педагогов и выпускников. Гостями столицы Карелии стали хорошо известные в области старинной музыки артисты: Ольга Мартынова — клавесин и Марина Катаржнова — барочная скрипка.
Клавесинистка Ольга Мартынова, одна из тех, благодаря кому в нашей стране клавесин снова стал известен и любим, а исполнение на нем поднялось на новую высоту. Ее исполнительская карьера началась вскоре после окончания Московской консерватории и Высшей Школы Музыки и Танца «Jean Wiener» в Париже. Ольга Мартынова совмещает активную концертную деятельность с преподаванием в двух лучших музыкальных учреждениях России: Музыкальной школе имени Гнесиных и Московской консерватории.
Скрипачка Марина Катаржнова (барочная скрипка) также совмещает преподавание в Московской консерватории с руководством и дирижированием Камерным оркестром Факультета исторического и современного исполнительского искусства этого же учебного заведения.
Концерт «Роскошь французского барокко» стал эксклюзивным событием даже для открытой к экспериментам филармонической публики, которую барочная музыка, исполненная в аутентичной манере и на старинных инструментах, погрузила в очарование ушедшей галантной эпохи. И меломаны, и новички открыли для себя целую вселенную, абсолютно далекую от всего повседневного, пусть красивого, но привычного.
Наше сегодняшнее восприятие старинной музыки такое же, как и восприятие старинных картин. Мы можем только вообразить, какие мысли приходили в голову средневековым горожанам, бывшим первыми зрителями «Автопортрета Альбрехта Дюрера» или «Девушки с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. Скорее всего, они меньше обращали внимание на костюм героя или интерьер, но задумывались о настроении самой картины. Нам уже не уйти от опыта прошедших веков – «мы приговорены к своей современности».