Известно, что для того чтобы прослушать все уже написанные произведения только академической музыки, не хватит человеческой жизни. И это очень обидно – музыка такая разная, такая красивая, вызывающая уникальные эмоции, которые хотелось бы пережить... Большим утешением петрозаводским меломанам в этой ситуации может послужить возможность посещать фестивальные концерты. Публика всегда уверенна, что ее ждет оригинальная программа и блестящие исполнители. Первый концерт традиционного весеннего фестиваля «Онего-Классик» уже прошел 5 мая. Звучала музыка Брамса и Чайковского - современников эпохи романтизма в истории европейской профессиональной музыки.
Стартовый концерт прошел с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Алексея Ньяги. Музыканты представили на сцене Большого зала переложения для оркестра альбома «Времена года» Чайковского и Симфонию №4 Брамса.
Открыли концерт «Времена года» Чайковского - своеобразный музыкальный дневник композитора. Этот цикл из 12 трогательных картин часто называют энциклопедией Петербурга и русской усадебной жизни XIX века. Но Чайковский в этом альбоме еще и связал цикличность природных явлений со сменой периодов человеческой жизни. И публика слушала «Апрель. Подснежник» - детскую радость осознания самой жизни, «Июнь. Баркаролу» - томление юности, «Октябрь. Осеннюю песнь» - светлую ностальгию по счастью, может быть, уже минувшему…
Настроенной на красоту, публике предстояло еще услышать последнюю, четвертую, симфонию Брамса, которую считают наиболее совершенным и самобытным творением великого композитора.
Несмотря на то, что современники часто упрекали Брамса в старомодности, на концерте его симфония звучала свежо и, извините за неподходящий моменту сленг, драйвово. Оркестр исполнил произведение драматично, пафосно, порой казалось, что зал наполняется почти видимыми прозрачными звуками. Перед одним из концертов, где должна была звучать музыка Брамса, знаменитый дирижер Владимир Федосеев предложил публике «позволить себе надеть очки с розовыми стеклами, смягчающими жесткую резкость жизни, или затемненными - спасающими от холодного искусственного света», чтобы взглянуть на мир с забытым уже романтическим чувством. Уверена, что и наши слушатели, сами того не замечая, утоляли тоску по стремительно исчезающему романтизму.
Ставшая несколько банальной фраза: «музыка – искусство, которое действует напрямую», была особенно актуальна именно на этом концерте. Флюиды романтизма носились в воздухе, и совсем не обязательно было разбираться в истории создания произведения или знать строй инструментов. Музыканты подарили те самые уникальные эмоции, и никому не приходило в голову что-то анализировать, разбирая музыку по косточкам. Слушатели абстрагировались и воспринимали красоту во всей ее полноте.