Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Дело Леннона-Маккартни живет и побеждает в Карельской филармонии

10 сентября 2018, понедельник

В 2007 году в жизни Симфонического оркестра Карельской филармонии произошло очень важное событие: его возглавил самый молодой, по тем временам, дирижер России Мариус Стравинский. Приехав из Лондона 28-летний маэстро сумел вместе с оркестром заставить звучать по-новому не только классические произведения, но и рок-музыку. Если говорить всю правду, то предложил этот проект друг Мариуса мальтиец Алан Чиркоп, он же стоял за дирижерским пультом на первом концерте. Так на сцене филармонии родился проект The Beatles forever. И, практически, без рекламной кампании, за две-три недели влет разошлись все билеты.

Сегодня можно раскрыть тайну: Мариус не был заядлым битломаном, а просто не имел оркестровых аранжировок других рок-групп. Но, как показало время, The Beatles forever стал у публики одним из любимейших концертов, и хотя Стравинский в 2012 году отбыл на Туманный Альбион, знамя Леннона-Маккартни подхватили дирижеры Анатолий Рыбалко и Алексей Ньяга, каждый с успехом внеся в проект свое понимание звучания великих битлов.

13 сентября на главной сцене филармонии вновь прозвучит The Beatles forever, в программе которого будут уже исполненные ранее хиты и новые аранжировки композиций группы. И мы снова окунемся в атмосферу эпохи The Beatles, а лучше понять ее поможет этот рассказ о создании некоторых песен из программы концерта.

 

"Вчера" была яичница

13 сентября (совпадение с датой концерта не случайно) 1965 года в Штатах вышел сингл песни Пола Маккартни Yesterday. По исследованиям BBC она стала лучшим хитом ХХ столетия, а Книга рекордов Гиннеса еще в 2007 году зарегистрировала самое большое число кавер-версий ее мелодии, и это число продолжает неуклонно расти.

Пол Маккартни рассказывал, что мелодия Yesterday ему, как Менделееву таблица элементов, приснилась, и он долго бегал по экспертам, выспрашивая у них, не попала ли ему случайно в сон чужая музыка. Пока шло выяснение, будущий сэр и рыцарь Британской империи постоянно мурлыкал мелодию, подобрав банальные слова: "Scrambled eggs, oh, my baby how I love your legs…" (Яичница-болтушка, о, моя крошка, как я люблю твои ножки). Интересно, если бы Пол оставил это текст, получила бы песня такую же популярность?

Кстати, Yesterday стала единственной песней, записанной без остальных битлов - вокал Маккартни сопровождал струнный квартет. Поэтому остальные участники группы воспротивились включению ее в альбом "Help!", и она вышла обособленно в США. Тираж пластинки по всему миру достиг трех миллионов копий, но на родине этот сингл был издан только 11 лет спустя.

 

A Hard Day’s Night - очередной перл Ринго Старра, ушедший в народ

В 60-х годах британцы щепетильно относились к своему языку, как к национальному достоянию, и использование всяких неологизмов считалось дурным тоном. The Beatles перевернули с ног на голову не только основы поп-музыки тех лет, но, с присущей им веселой наглостью, вторглись в грамматику английского языка.

Это произошло в 1964 году. Выходя из студии после долгой работы, Ринго Старр заметил, что был довольно трудный день, произнеся это, как и полагается настоящему джентльмену: "It’s been a hard day…" Но, обнаружив, что на улице уже темно, тут же окончил фразу: "…’s night!" - что в совокупности по-английски получилось довольно коряво, но смешно. Леннон, как наш Илья Ильф, всегда записывал такие ляпы в блокнотик, что сделал и на этот раз, а потом использовал эту фразу в новой песне It’s been a hard day’s night, давшей название альбому и фильму о приключениях битлов. И самое удивительное, что среди самих англичан этот мем от Ринго стал безумно популярен. А в русском переводе эта фраза звучит куда более литературно: "Ночь после трудного дня".

 

Просто Lucy In The Sky, или Наркота в Зазеркалье?

1967 год - эпоха хиппи, желаний мира, свободной любви и наркотиков. В моде у молодежи тех лет была "травка" - марихуана, но уже надвигалось время тяжелой наркоты. И тут битлы выстреливают свой очередной альбом - Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band - "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" с песней Lucy In The Sky With Diamonds, в переводе - "Люси в небесах с алмазами". Самые ушлые хиппари (а скорее журналисты) смекнули: если взять только заглавные буквы, то поучится LSD - полусинтетический психоактивный наркотик. При его приеме можно увидеть такие "мультики", что Люська с ее калейдоскопическими глазами просто отдыхает. Естественно, четверку обвинили в пропаганде нездорового образа жизни.

Леннон всегда отрицал наличие "наркокода" в этой песне. Ее, по словам Джона, побудил написать его первенец Джулиан. Четырехлетний пацан, вернувшись из детского садика с гордостью показал папе цветной рисунок, на котором изобразил свою первую любовь - Люси О’Доннел. И с восторгом пояснил, что свою возлюбленную он поместил на особо почетное "небо в алмазах". Джон тут же занес эту фразу в свою книжечку. А, учитывая, что он был большим поклонником Льюиса Кэрролла, именно каляки-маляки сына, помноженные на творчество писателя, подвигли его на создание этой песни.

А вообще, говорил Леннон, "Для меня сюрреализм - это реальность. Я всегда обладал психоделичным видением".

 

Hey Jude: раз, два, три - это верно будешь ты!

Как ни странно, эта детская считалочка очень точно подходит к знаменитой песне Маккартни. Принято считать, что Hey Jude была посвящена сыну Леннона Джулиану, в тот период, когда Джон разводился со своей первой женой Синтией, намереваясь жениться на Йоко Оно. Полу, переживавшему за судьбу ребенка друга, в голову пришла музыкальная фраза "Hey Julian…" Он пытался подобрать слова под созревшую мелодию, но на этот раз ничего не получилось. Поэтому Julian превратилось в сначала в Jules, а потом в женское имя Jude. И, по сути, в песне перестал подразумеваться конкретный человек. И уж тем более не стоит читать это слово по-немецки - "еврей".

А Джулиан и сейчас убежден в том, что песня посвящена ему. Интересно, что его отец какое-то время считал, что Пол написал эту композицию как обращение к самому Джону и его решению уйти из группы. Спустя годы, сам Маккартни признается, что если воспринимать песню в подобном контексте, то она обращена скорее к нему самому, так как в тот момент перемены назревали для всех битлов.

 

"Yellow Submarine", всего лишь пилюля, которую надо растворять в воде

Примерно с 1965 года The Beatles поняли, что в рамках "silly love songs" - глупых концертных песенок про любовь - им становиться тесно. Битлы начинают все большие работать в студии, используя разные музыкальные жанры и инструменты. В 1966 году рождается их знаменитая Yellow Submarine.

Идея написать веселую детскую песенку о желтой подводной лодке принадлежит Полу Маккартни. В ней маленький мальчик слушает рассказ старого моряка о полном приключений мире субмарин, герои которого, в общем-то, живут за соседней дверью. И все бы хорошо, но опять всему виной стали наркоманы: схожие по цвету с битловской субмариной капсулы нембутала тут же стали называть "желтыми подводными лодками". Пол Маккартни отбивался, как мог, доказывая, что единственной "желтой субмариной", которую он положил себе в рот, была желтая детская пилюля, которую перед употреблением надо было растворить в воде…

Зато в СССР в период Перестройки и Гласности Yellow Submarine получила всенародную любовь, и особенно, как ни странно, у нашей армии. Каждый военный оркестр считал своим долгом вместо "Прощания славянки" сыграть битловский марш. И оркестр Петрозаводского гарнизона не был исключением.

 

Strawberry Fields Forever за 129 бессонных дней

С нашими поэтами-песенниками, писавшими практически в то же время, все ясно: "Будет людям счастье, счастье на века: у Советской власти сила велика!" Гадать же какой смысл вложили битлы в свои песни - занятие бесполезное.

Happiness Is A Warm Gun Леннон написал, увидев заголовок "Счастье - это теплый пистолет" на обложке журнала. "Мне показалось, что это восхитительная строчка", - увы, пророчески прокомментировал ее этот поклонник психоделики, застреленный в 1980 году из пистолета. А уникальную по своему звучанию композицию A Day In The Life Пол и Джон почти мгновенно сложили из обрывков своих песен, которые не могли долгое время закончить поодиночке…

Они умудрялись творить шедевры где угодно: в автобусах во время гастрольных поездок, или в гостинице… "Джон начинает бренчать на гитаре, а Пол барабанить на фортепьяно. Битых два часа бренчат и барабанят. Кажется, они отключаются, впав в транс, но это продолжается ровно до того момента, пока один из них вдруг не нападает на жилу, не выдаст находку, и тогда другой, как бы вырывая ее из массы шумов, пробует сам, что это такое…" В результате этой вакханалии родилась лирическая With А Little Help From My Friends.

Одни песни сочинялись и записывались за считанные часы, на другие уходили месяцы. В 1963 году их первый альбом Please Please Me с 14 песнями был сделан за 13 часов. Зато, спустя четыре года, на запись сингла Strawberry Fields Forever/Penny Lane ушло 129 - не дней! - суток. И не зря - эти две песни находились на вершине хит-парада 88 недель.

Вы что-нибудь поняли из того, как творили эти двадцатилетние гении? Я - нет. Так давайте их просто слушать.

Александр ТРУБИН

Просмотров: 6 752