Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Exprompt и его удивительные путешествия

16 января 2019, среда

15 сентября 1967 год квартет The Beatles уселся в желто-голубой автобус. Так началось их знаменитое "Волшебное таинственное путешествие". 13 января 2019 года квартет Exprompt загрузился в серебристый микроавтобус Карельской филармонии и отправился в общем-то обычную для музыкантов поездку в кондопожский Дворец искусств. И хотя эта дорога заняла всего час, но у нас будет возможность рассказать немало подробностей о волшебном мире музыки, в котором живет эта четверка, и даже о таинственных приключениях, сопутствующих ее гастролям.

Две домры - малая и альт Ольги Клещенко, баян Николая Истомина, балалайка-прима Алексея Клещенко (вы уже догадались - супруга Ольги) бережно уложены на сидения. Последней водружается в проход огромная балалайка-контрбас Евгения Тарасенко. Водитель Тимофей заводит мотор. "Тима, - опустив ладонь к печке автобуса, кричит Женя, - убавь жару - инструмент расстроится! " Водитель, ставший легендой за свои многословные рассуждения, начинает говорить о повышенной влажности, которая, по его мнению, должна компенсировать высокую температуру. Но басист обрывает: "Выйдет из строя инструмент - сам будешь вместо меня плясать на сцене, - и добавляет, - два отделения".

"Играем одно, - заступается Алексей, - но большое. Поехали!"

Им не привыкать к автопутешествиям - таким коротким, как в Кондопогу, или дальним - по всей Европе, а за время пути можно и пошутить, и поговорить серьезно.

Алексей и Ольга начинали играть вместе еще студентами в музыкальном училище Витебска. Уже тогда они искали "свою музыку", отдавая предпочтение камерному звучанию нескольких инструментов. Потом оба поступили в Петрозаводскую консерваторию, в недрах которой и зародился квартет Exprompt, и после окончания вуза молодые, но амбициозные музыканты вошли в состав Оркестра русских народных инструментов "Онего". Сейчас мало кто помнит, что баянистом в четверке тогда выступал будущий маэстро, любимец публики Михаил Тоцкий.

- Время становления квартета, - поглядывая за окно автобуса, рассказывает лидер группы Алексей Клещенко, - было трудным, подчас болезненным. Каждый музыкант знает, что игра в оркестре - это беспрекословное подчинение воле дирижера. И даже в самом демократичном коллективе отдельный музыкант, как это печально не прозвучит, теряет свою индивидуальность. А мы хотели играть свою - камерную - музыку. Для этого требовалось время на репетиции и, конечно, на выступления. Так и возник естественный конфликт интересов: дирижер был по-своему прав, отстаивая целостность оркестра, но и мы хотели свободы. И в конце концов ее получили…

Квартет тогда уже гастролировал по городам России и Европы, но это были полупрофессиональные турне - в основном по приглашению знакомых. В Германии и России в 90-е годы активно работало общество "Запад-Восток", отделение которого имелось и в Петрозаводске. Оно организовывало Exprompt’у поездки в рамках популярного тогда культурного обмена - "народной дипломатии" - выступления на праздниках в небольших немецких городках.

И вот оно - первое волшебное приключение. В романе "Русские на Мариенплац" волею фантазии писателя Владимира Кунина к уличному циркачу Эдику Петрову после его эквилибра подходит солидный господин - импресарио крупного цирка Европы и предлагает контракт. В захолустном немецком кафе, после игры Exprompt’а, к ребятам наяву подсаживается не менее солидный человек - известный организатор гастролей в рамках программы "World Music", представляющей национальное искусство разных стран, герр Мэйкер (Maeker).

- Это было действительно волшебство, - вспоминает Алексей. - Мы тогда уже получили долгожданную свободу - статус подразделения Карельской филармонии, такой же, как ее оркестры. Но что делать с этой свободой дальше? И тут - такое явление…

Зигфрид Мэйкер (Siegfried Maeker), как Брайен Эпштайн у "Битлз", действительно многое сделал для карельских музыкантов. Постепенно они стали выступать не только с концертами в Германии, Франции, Швейцарии, Италии, странах Скандинавии и даже в Китае, но и участвовать в престижных европейских конкурсах и фестивалях народной музыки. С 1997 года на квартет посыпались награды: Первые премии на конкурсе "Die golden Säge" в Германии, "Cita di Castelfidardo" в Италии, бронзовая медаль итальянского конкурса"«Astor Piazzolla", немецкая премия "Eisernen Eversteiner" - впервые за 17-летнюю историю существования этого конкурса, завоеванная российскими музыкантами. Они даже выступили… с легендарным гитаристом группы Deep Purple Ричи Блэкмором в его проекте "Blackmore’s night".

Впрочем, пока хватит волшебства - было в путешествиях Exprompt, как и у «Битлз», и нечто таинственное. В ФРГ группа возвращалась после выступления из маленького городка в Тюбинген - побратим Петрозаводска. Вдруг - вой полицейских сирен. Их автомобиль с российскими номерами прижимает к обочине полицейская машина с "мигалками". Прочем, не просто патрульная служба, а " Kriminalpolizei" - криминальная полиция, которая, как американское ФБР, занимается преступлениями федерального уровня.

- Дальше как в стандартном боевике - "маски-шоу", - продолжает Алексей. - Люди в бронежилетах и в шлемах с оружием окружили нас. И тут мы, вживую, а не в советском кино, впервые услышали отрывистые команды: "Hände hoch!" Нас вытащили из машины: руки на капот, ноги на ширине плеч. Со всех сторон нацелены автоматы. Начался обыск автомобиля - а там наши инструменты в футлярах. Огромный черный чехол балалайки-контрабаса нашего Жени, видимо, произвел особенное впечатление на сотрудников "Крипо": не крупнокалиберный ли пулемет в нем кроется?..

Но, к чести немецкой полиции, она не стала стрелять прежде, чем проверили документы. Когда выяснилось, что мы артисты, полицейские рассказали, что в городе, где мы выступали, в это же время произошло настоящее ограбление банка. Его сотрудники сообщили, что преступники вроде бы говорили между собой на одном из славянских языков. Так наша машина с российскими номерами попала под подозрение… Ребята с автоматами, конечно, извинились, - такая у них уж служба, но ощущения от их работы остались незабываемые.

…Наш серебристый автобус прибыл ко Дворцу искусств за два часа до концерта. Артисты, распаковав инструменты, сразу же отправились в зрительный зал - "ставить звук". Они расположились на сцене, играли, подстраивали инструменты, а Алексей периодически спускался в зал, чтобы послушать со зрительских мест, попутно давая советы местному звукооператору.

Наконец нужное звучание было достигнуто, и музыканты вернулись в гримерки. Николай уселся у зеркала, перед которым обычно прихорашиваются артистки, и стал как-то отрешенно наигрывать на баяне. Евгений, аккуратно уложив балалайку-контрбас на пол и устроившись напротив баяниста, начал мурлыкать выводимые им мелодии, кивая в такт головой. В соседнем помещении чета Клещенко, расположившись на диване, что-то наигрывала дуэтом на своих инструментах. Артисты, каждый по-своему, готовились к выступлению…

И вот они на сцене. Удел музыковеда рассказывать о произведениях и манере их исполнения квартетом. Я же просто балдел (да простят меня за такой термин музыкальные эстеты) от их игры. Удивительная слаженность звучания, где каждый инструмент передает партию другому и - вот они: волшебство и таинственность - сам при этом не остается в тени. Знакомые еще от прародителей "На Муромской дороге" и "Девочка Надя", памятная по миниатюре театра Полунина "Blue Canary", которую российские доморощенные толмачи перевели как "Голубая канарейка", а она на самом деле - печальная. Чайковский и Стравинский, американский джаз и свинг лавиной обрушились на кондопожан без всякого перерыва. И публика отблагодарила артистов долгими аплодисментами.

…Мы снова в автобусе, который везет нас в Петрозаводск. Алексей рассуждает:

- Зритель - он везде одинаков, хотя у западного есть свои особенности. Вот Рождество, которое там начитают отмечать задолго до его официальной даты, и как главный признак его приближения - множество рождественских песен и мелодий. Немцы нам говорят: "Вы должны обязательно включить в свою программу русскую национальную рождественскую музыку". А где ее взять, если в нашей стране Рождество было на десятилетия под запретом? Но выкрутились. На концерте я говорю: «Meine Damen und Herren! Сейчас вы услышите мелодию настоящей русской рождественской песни, в которой рассказывается о бедной девушке, у которой мать под Рождество отняла обувь, чтобы та не смогла пойти на свидание любимым. Но девушка, не обращая внимания на лютый сибирский мороз и запрет злой матери, отправилась к парню босиком… Песня называется "Валенки"!» И наши родные "Валенки" одинаково с успехом встречают по обе стороны границы.

Но несмотря на успех за рубежом, всероссийская слава к квартету пришла лишь в конце прошлого года - на телеканале "Культура", где проводился конкурс "Квартет 4x4". В нем приняло участие 16 лучших музыкальных четверок страны, и наша - вышла в финал.

Но Алексей считает это большой удачей. И тут я с ним впервые не соглашусь: это не удача и не подарок доброго волшебника. Это награда за их реальную работу, помноженную на талант каждого музыканта.

- Тима, - спросил Евгений, наткнувшись на что-то в темноте салона, - это что у тебя - лопата?

- Я ее в Кондопоге купил - пока вы там плясали, - невозмутимо делает алаверды водитель. - На стоянке снег не убран, вот я и расчищал выезд. Без нее мы бы не выбрались…

Что скажешь, здесь каждый честно выполняет свою работу.

В путешествии с квартетом Exprompt побывал Александр ТРУБИН

Просмотров: 6 115