Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Драматическая история Евгения Онегина и Сергея Прокофьева

26 января 2021, вторник

25 января на сцене Карельской филармонии прошел концерт-спектакль «Евгений Онегин» на музыку Сергея Прокофьева. Если говорить о впечатлении от постановки, то главное – это свежесть, с которой звучали, казалось бы, хрестоматийные пушкинские строки. Команде Михаила Тоцкого удалось заставить публику сопереживать влюбленным, музыка только усиливала эмоции, и многие зрительницы под финальные аккорды украдкой утирали слезы, горюя о несбывшемся счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

https://youtu.be/I

Хочется подчеркнуть, что это та самая постановка, которая готовилась Камерным театром под руководством Александра Таирова к столетию со дня смерти Пушкина в 1937 году. Осуществить замысел тогда не удалось: одна из премьер Камерного театра вызвала неудовольствие наркома Молотова, и ставить «Евгения Онегина» Таиров не решился.

Но оказалось, что неосуществленная идея не была забыта. В 2012 году NJ Arts News на своем канале на youtube разместил ролик, где сообщалось о постановке в 2012 году «Евгения Онегина» силами Принстонского симфонического оркестра и клуба бальных танцев Принстонского университета. В качестве основы была использована инсценировка Сигизмунда Кржижановского, читаемый актерами текст иллюстрировали танцовщики. В ролике рассказывается, что музыкальная рукопись с пометками для театральной версии была найдена музыковедом и профессором Принстонского университета Саймоном Моррисоном в архиве Прокофьева в Москве. Таким образом, зритель увидел «Евгения Онегина» с музыкой Прокофьева через… 76 лет после его создания!

https://www.youtube.com/

Пожалуй, именно с тех пор началось триумфальное шествие «прокофьевско-таировского» «Евгения Онегина» по ведущим концертным площадкам России и мира. В постановке Карельской филармонии ее автор и идейный вдохновитель Михаил Тоцкий задействовал в спектакле Оркестр русских народных инструментов «Онего», драматических актеров Наталью Антипину и Александра Картушина, солистов филармонии Валентину Каменскую и Андрея Господарева, Мужской камерный хор филармонии. В этой постановке действуют четыре основных героя – Татьяна, Онегин, сам Александр Сергеевич Пушкин и музыка Сергея Прокофьева.

Драму, разыгравшуюся между молодыми русскими помещиками Татьяной Лариной и Евгением Онегиным без малого 190 лет назад, знают многие. Но вот события, сопровождавшие рождение так и несыгранного Камерным театром Таирова спектакля, известны единицам. А ведь они тоже полны драматизма.

Сохранились воспоминания жены Сигизмунда Кржижановского, автора инсценировки «Евгения Онегина» 1937 года. Вот, как она рассказывает о тех событиях:

«Тогда к юбилейной дате готовилась вся страна, готовились и театры. Таиров решился на довольно отважный шаг: поставить роман «Евгений Онегин». Татьяна была давнишней мечтой Коонен (Алиса Коонен - русская и советская актриса, Народная артистка РСФСР, жена Александра Таирова. – Авт. ), а Чаплыгин (Николай Чаплыгин – актер Камерного театра Таирова. – Авт.), вероятно, мог бы быть неплохим Онегиным. Инсценировку поручили Кржижановскому. Задача была очень трудной и ответственной. Гениальная опера Чайковского, слишком хорошо знакомая зрителям, не сходившая в течение полустолетия со сцены, навязывала и свое развитие сюжета, и свое освещение всех персонажей. Надо было найти что-то новое, свежее, незнакомое, чтобы пьеса была не простым повторением уже пройденного этапа, а раскрытием каких-то упущенных или недоработанных Чайковским возможностей. Все это надо было выполнить, оставаясь в то же время верным замыслу Пушкина и стихотворному тексту романа. Трудность задачи только радовала Кржижановского. Он бесконечно любил Пушкина, радовался возможности соприкоснуться с благородством высокого строя его мыслей и чувств, упиться гармонией его стиха. Маленький томик «Евгения Онегина» стал его постоянным спутником

Когда инсценировка была готова и впервые прочитана, Таиров и Коонен считали задачу наполовину выполненной.

Написать музыку уговорили Сергея Прокофьева. Это было довольно трудно. Серг.Серг. решительно отказывался работать над «Евгением Онегиным» после Чайковского. На чтение пьесы он пришел мрачный, недовольный, сел в кресло в дальнем углу огромного таировского кабинета, первые сцены слушал, глядя себе под ноги. Потом незаметно для себя стал двигаться вместе с креслом по диагонали прямо на Кржижановского. По окончании чтения включался в разговор, спор -- и окончил тем, что дал согласие на музыкальное сопровождение, уже увлеченный какими-то одному ему известными творческими возможностями. Написанные им музыкальные фрагменты были ярки, оригинальны, особенно интересны контрасты музыки провинциального оркестра на именинах Татьяны и холодной, чинной -- на петербургском рауте.

Беспокоясь за судьбу постановки и желая обеспечить ей наилучшие условия, Таиров решил провести еще одно чтение -- с пушкинистами. Мнения разделялись в частностях, но серьезность и ответственность работы признавалась всеми. Одних пугали новшества, другие, наоборот, их охотно принимали. Некоторые из замечаний пушкинистов все же пришлось учесть. Упрямый в вопросах переделки, Кржижановский уступил на этот раз просьбам Таирова и написал второй вариант. Гораздо хуже дело обстояло с реперткомом (Репертуарный комитет, позднее Главный комитет по контролю за зрелищами и репертуаром. Был образован в системе Наркомпроса РСФСР постановлением от 9 февраля 1923 года. В функции реперткома входило: рассмотрение всех драматических, музыкальных и кинематографических произведений, предназначенных к публичному исполнению, составление и опубликование списков разрешённых и запрещённых произведений, контроль за соблюдением установленных правил. - Авт.). По настоянию его пришлось делать третий и четвертый варианты. Они уже не радовали Кржижановского. Пьеса от раза к разу становилась все хуже, приближаясь к обычным, стандартным инсценировкам».

Кстати, если некоторым петрозаводским меломанам, которые побывали на концерте-спектакле «Евгений Онегин» 25 января, показалось, что они уже когда-то слышали эту музыку, не пугайтесь – это не дежавю. Просто, не надеясь на постановку «Евгения Онегина», Прокофьев использовал некоторые фрагменты из написанной к спектаклю музыки в других своих произведениях.

Просмотров: 5 088