Суббота в Карельской филармонии выдалась весьма необычная: в 22.00 состоялось открытие Второго международного фестиваля «XX век с Вадимом Холоденко». Вновь Петрозаводску повезло: из США на несколько концертов приехал любимец нашей публики – лауреат международных конкурсов, пианист Вадим Холоденко.
Для открытия фестиваля выбрали песни Хуго Вольфа на стихи Эдуарда Мерике и «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга, 21 мелодраму для голоса и ансамбля. Про эту программу искушённые московские гости сказали: «В провинцию стоит съездить только для того, чтобы услышать такой потрясающий концерт!»
Сцену в этот вечер было не узнать, её оформили в стиле «чёрного кабинета», что придавало интриги и таинственности всему действу.
Хуго Вольф – один из крупнейших мастеров камерной вокальной музыки, который создал новый тип немецкой песни, написав за пять лет более 300 песен. Его стиль – это в широком смысле «фьюжен», «сплав». В его песнях резко возросло психическое напряжение, и как следствие — внимание к поэтическому слову и обострение средств музыкальной выразительности. Его мелодии чутко реагируют на смысл и интонации каждого отдельного слова, каждой мысли стихотворения. Песни на стихи Эдуарда Мерике Хуго Вольфа на немецком языке – истории о любви и предательстве – исполнила Лариса Холодкова, ей аккомпанировал Вадим Холоденко.
«Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга является одним из самых известных сочинений, как в творчестве самого композитора, так и в искусстве начала XX века. В Карельской филармонии «Лунного Пьеро» исполнили актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская» Виктория Федорова, артисты Симфонического оркестра филармонии Александр Милицкий, Леонид Янишен, Денис Дорофеев, Ольга Дорофеева и солист филармонии Александр Онькин. В «черном кабинете» актриса, одетая в ярко-красное платье, рассказывала любовную историю Пьеро в технике, которую называют «речевая мелодия».
Фактически с момента своего первого исполнения в Берлине 16 ноября 1912 года «Лунный Пьеро» был признан манифестом новой музыки, радикально обновляющей средства и формы выражения, знаменем экспрессионизма, «новой красоты и духовности в искусстве».