Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Русская музыка на «Генном» уровне

16 июня 2019, воскресенье

18 июня, под закрытие сезона, в Карельской филармонии состоится концерт, который, без сомнения, станет событием в культурной жизни столицы региона. На сцене Большого зала свое мастерство продемонстрируют сразу два коллектива: Гельсингфорсский балалаечный оркестр из Хельсинки и Оркестр русских народных инструментов «Онего». Оба оркестра имеют солидную историю и обладают богатыми традициями исполнительства, заложенными еще основателем первого подобного оркестра - Василием Васильевичем Андреевым. Интересно, что два народных коллектива объединяет не только общность "андреевской школы", но и, по случайному совпадению, руководители оркестров тезки: Геннадий Клыков из Хельсинки и Геннадий Миронов из Петрозаводска.

Может быть, приверженцы детерминизма увидят в этом некий положительный знак, но многочисленные поклонники карельского бренда - оркестра "Онего" - знают, что у этого коллектива каждое выступление проходит с блеском.

Накануне концерта нам удалось задать несколько вопросов художественному руководителю и главному дирижеру оркестра "Онего" народному артисту Карелии, заслуженному деятелю искусств России Геннадию Миронову.

 

- Геннадий Иванович, меломаны с большим интересом относятся к выступления сводных оркестров - это всегда в новинку, всегда мощно. Существуют ли специальные сочинения, например, для сводного оркестра русских народных инструментов?

- Как таковых специально написанных произведений я не встречал. Но для народных оркестров совместные выступления очень характерны, потому что они не такие громкие по сравнению с симфоническими. У нашего оркестра имеется большой опыт игры в составе сводного оркестра. Можно вспомнить и Всесоюзный фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов в Новосибирске, и концерт в Большом зале Кремлевского дворца съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец), и в Концертном зале Чайковского Московской филармонии, и в академической капелле Санкт-Петербурга. Кстати, на концерте в Капелле, проходившем в 2011 году и посвященном 150-летию Василия Андреева, мы выступали вместе Гельсингфорсским балалаечным оркестром.

- Говорят, вы были знакомы с дирижером коллектива из Хельсинки Геннадием Клыковым еще в его бытность студентом нашей консерватории…

- В 1973 году меня пригласили на работу в Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории (сейчас - Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова), и я принимал участие в подготовке большого выпускного концерта. Студенческий оркестр народных инструментов тогда исполнил переложение Концерта для фортепиано с оркестром Грига. Руководил оркестром в те годы Анатолий Лоскутов, а одним из оркестрантов был выпускник консерватории Геннадий Клыков. (В скобках замечу, что все оркестровки для исполнения этого произведения были написаны Геннадием Мироновым. - Авт.) Можно сказать, что это была наша первая совместная работа.

- Несколько слов о наших гостях из Хельсинки. Что это за коллектив? Прозвучат ли на концерте произведения в исполнении сводного российско-финляндского оркестра?

Геннадий Иванович достал из книжного шкафа увесистый томик, который оказался справочником по всем ныне существующим в мире оркестрам русских народных инструментов. Найдя в оглавлении, сразу за Филадельфией, Финляндию, мы открыли небольшую статью про Гельсингфорсский балалаечный оркестр. Основан он был в 1910 году, когда Финляндия являлась частью Российской Империи. Взрыв интереса к русской народной музыке, "спровоцированный" Василием Андреевым, не обошел и Великое княжество Финляндское. Получив независимость под новый, 1918 год, страна Суоми продолжила заботиться о русском коллективе, и его численность только росла вплоть до Советско-Финской войны 1939-1940 годов. С этого времени и до выхода Финляндии в апреле 1945 года из Второй мировой войны, балалаечный оркестр был распущен. Но уже в 1946 году 30 музыкантов возобновили концертную деятельность. Сегодня в Гельсингфорсском балалаечном оркестре работают финские артисты и, несмотря на то что это любительский коллектив, он пользуется постоянной поддержкой муниципалитета города Хельсинки. О значимости оркестра для Финляндии говорит и тот факт, что свое столетие в 2010 году коллектив отмечал в Концертном зале дворца "Финляндия", а на концерте присутствовала президент Финляндии госпожа Тарья Халонен.

Маэстро Миронов продолжил рассказывать о предстоящем концерте:

- Сводным составом мы исполним три произведения. Фрагмент Концерта для домры с оркестром и, тоже фрагмент, "Сказа о Байкале" Николая Будашкина. Прозвучат и вариации на тему "Светит месяц, светит ясный" Василия Андреева - произведение, ставшее визитной карточкой русской музыки и у нас в стране, и за рубежом.

- Геннадий Иванович, у кого, как не у вас, создавшего с нуля один из лучших оркестров народных инструментов России, спросить: чем вы объясняете растущую популярность русской народной музыки?

- Русская народная песня - она проникновенна, а душа человека любой национальности требует искренности, любви. Посмотрите, ведь во многих странах переделывают наши мелодии на свой лад, они становятся шлягерами, и публика уже считает их своими, причем, тоже народными, песнями.

Беседу вела Марина Трубина

Просмотров: 5 759