Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Секрет молодости клавесина в 600-летнем возрасте

4 мая 2019, суббота

30 апреля в зале Благородного собрания Национального музея РК Карельская филармония устроила презентацию клавесина. Конечно, это был концерт, в котором солировала замечательная клавесинистка - одна из лучших  мировых исполнительниц - Ольга Желтикова. Музыкальная общественность республики хорошо знакома со звездной артисткой - уроженкой Петрозаводска, здесь окончившей Детскую музыкальную школу №1 и первый курс Консерватории. Затем Ольга по конкурсу перевелась в Московскую консерваторию и сейчас является ее выпускницей. Также именитая клавесинистка - выпускница аспирантуры МГК, аспирантка Высшей школы исполнительского мастерства в немецком Карлсруэ, она прошла обучение в высшей магистратуре по клавесину и чембало, много выступает и как солистка, и в ансамблях разного состава.

Заполучив такую исполнительницу, филармония составила программу концерта таким образом. чтобы показать все возможности нового приобретения. Прозвучали и традиционные для клавесина произведения композиторов XVII–XVIII веков и сочинения современных авторов: сюита Жана-Филиппа Рамо сменялась "Этюдом для 14 агрессоров" нашего современника Алена Лювье, а "Таинственные преграды" Франсуа Куперена - "L'Amstelledemoiselle" Паноса Илиопулоса, греческого композитора, сокурсника Ольги Желтиковой Паноса.

По поводу создания этого произведения Ольга рассказала такую историю. Панос писал "L'Amstelledemoiselle" для еще одной их с Ольгой сокурсницы, парижанки, уехавшей на время в Амстердам (сочинение так и переводится: этакая мадемуазель из Амстердама). Клавесинистка-парижанка является обладательницей очень небольшой руки, и, когда она попробовала сыграть посвященное ей творение, то в определенный момент поняла, что "пальцы кончились".

- Чем мне дальше играть? Носом?

- Во! - ответил Панос. - Играй носом!

Так, наверное, и родилась милая традиция исполнения "L'Amstelledemoiselle", и Ольга Желтикова повторила "подвиг" своей однокашницы к изумлению и аплодисментам карельской публики.

https://vk.com/videos

Помимо наслаждения музыкой, что обычно происходит на концертах, на этом была еще и презентация клавесина - рассказ музыковеда Татьяны Талицкой о том, как стало возможным появление инструмента в Карельской филармонии вообще, и на концерте в Зале Благородного собрания, который любезно предоставил в распоряжение артистов и публики Национальный музей и его директор Михаил Гольденберг.

Клавесин работы одного из лучших мастеров России и мира москвича Дмитрия Белова филармония приобрела в прошлом году на средства выигранного организацией гранта Министерства культуры России. Сам Дмитрий Белов - выпускник Московской консерватории, с середины 1990-х годов, параллельно с учебой, работал реставратором в частных реставрационных фирмах и в музее-усадьбе «Архангельское», а также органным мастером Малого и Белого залов в Московской консерватории. В 2004 году проходил стажировку в Англии у чудесного мастера по изготовлению исторических клавишных инструментов Дэвида Болтона. Участвовал во многих органных и клавесинных мастер-классах, стажировках и семинарах. С 2004 года занимается изготовлением реплик старинных клавишных инструментов и является основателем мастерской «Клавир».

Но не секрет, что деньги гранта надо израсходовать в определенные сроки, а клавесин не изготавливается фабрично и не продается в магазинах - его надо заказывать мастеру, объяснив, что, собственно, вы предполагаете на нем исполнять. Упуская подробности, скажу, что в какой-то момент противоречия между ценой, качеством и сроками могли стать непреодолимым препятствием на пути к приобретению клавесина. Руководство филармонии стало связываться не только с мастером Беловым, но и всеми добрыми знакомыми-музыкантами, в то или иное время выступавшими на сцене Карельской филармонии с единственным вопросом: "где можно приобрести инструмент соответствующей цены и параметров и уложиться в отведенные сроки?"

И тут в филармонии раздался телефонный звонок. Звонил Дмитрий Белов, сказавший, примерно, следующее: "Я очень хочу поближе познакомиться с Карельской филармонией. Последние несколько дней я получаю сообщения, пожалуй, от всех ведущих пианистов мира с просьбой помочь этой организации с покупкой клавесина".

Дело сдвинулось с "мертвой точки". Дмитрий изготовил для филармонии клавесин - копию работы неизвестного французского мастера 1667 года, расширив диапазон до пяти октав. Кроме того, в нашем клавесине есть возможность транспозиции из барочного строя в современный. А прообраз клавесина мастера Белова жив и поныне и хранится в Музее изящных искусств в США, в Бостоне.

По словам Ольги Желтиковой, каждый композитор мечтает о том, чтобы его творения не превратились в музейные экспонаты, чтобы артисты-исполнители давали им новую жизнь. То же, наверное, можно сказать и о музыкальных инструментах: клавесин в свои 600 лет остается молодым и красивым, любит и барокко, и рок, а музейной тишине предпочитает концертные подмостки.

Просмотров: 6 100