Сенсация 1994 года — рояль Steinway в Петрозаводске
В 1994 году в филармонии Петрозаводска произошло нечто невероятное: из Санкт-Петербурга прибыл легендарный рояль Steinway. Это событие стало символом нового этапа в музыкальной жизни города.
Однако путь инструмента был полон приключений. До Санкт-Петербурга рояль переправляли на корабле из Гамбурга. До Петрозаводске он ехал на обычном грузовике, без охраны, а в бурные 90-е даже музыкальные инструменты могли стать мишенью для кражи.
Филармония встретила его как редкую драгоценность. Но дальше начались испытания: протекающая крыша, ледяные репетиционные залы, полная неподготовленность пространства. И всё же рояль выстоял. Настоящее искусство не боится трудностей.
Холод, сырость и «ангар» для легенды
История рояля Steinway в Петрозаводске напоминает о том, как искусство способно выдержать всё. Когда инструмент только прибыл, сцена филармонии была не приспособленной для таких шедевров. Бывший дом политпросвещения был очень холодным. Поэтому сразу на уровне министерства было решено перевезти рояль в Финский драматический театр (ныне Национальный театр Карелии), где проходили симфонические концерты. Но и там условия были неидеальные. Протекающая крыша грозила испортить даже самое качественное дерево.
Мастера театра построили для рояля «ангар» — деревянный короб с плёнкой, защищавший его от дождя. Все знали: этот инструмент требует бережного отношения. Но вскоре театр закрыли на реконструкцию и рояль снова ждал переезд. Следующим пристанищем в 1996 году для него стал Музыкальный театр. Но несмотря на сложности, рояль звучал на каждом концерте, вдохновляя музыкантов своей глубиной и мощью.
Этот рояль стал символом стойкости. Он был свидетелем непростых времён, но доказал, что настоящее мастерство вечно. И на протяжении четырёх сезонов был точкой притяжения всех меломанов и профессиональных музыкантов Петрозаводска. Зал театр был полон, Татьяна Шерудило вспоминает: «Публика гроздьями свисала с балкона, сидела на ступеньках».
Музыкальная звезда сцены
Рояль Steinway не просто инструмент, а звезда мирового уровня. С момента его презентации в 1994 году, на которой играл Николай Петров, этот инструмент стал магнитом для самых ярких пианистов: Дениса Мацуева, Дмитрия Башкирова, Павла Егорова, Николая Луганского, Наума Штаркмана, Павла Нерсесьяна и многих других.
Каждый концерт с участием Steinway превращался в событие: полные залы, восторженные отзывы музыкантов и слушателей. Его мощь, глубина и чистота звука покоряли всех.
Пётр Лаул вспоминает: «Я выступал в Петрозаводске больше десяти раз, думаю, даже около пятнадцати. В 1999 году состоялся мой первый концерт в Петрозаводске, я был студентом четвертого курса и играл Второй концерт Рахманинова. В то время Steinway не так часто можно было встретить в России. Чаще были инструменты, ещё оставшиеся с советских времён. Сейчас мне очень нравится на нём играть, легко найти общий язык, он очень гибкий, очень утончённый и в каком-то смысле менее спортивный, чем совсем новые рояли. Я видел этот рояль на протяжении 25 лет в разном состоянии. В десятые годы он звучал существенно хуже, чем сейчас, и казалось, что это уже погибший инструмент. Плохо держал строй, звук был металлический, поэтому большие комплименты настройщику, который появился здесь несколько лет назад».
Сегодня этот рояль продолжает быть сердцем музыкальной жизни Петрозаводска. Его история — это напоминание о том, как искусство способно преодолеть любые испытания.
Фото Михаила Олыкайнена