Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Всего два дня и целый музыкальный век с Вадимом Холоденко

10 декабря 2018, понедельник

Мы можем построить великолепные концертные залы и сделать музыкальные инструменты с эталонным звучанием, но, если на сцене не появится артист, способный силой своего таланта заставить публику смеяться и плакать, то концертный зал так и останется просто инженерным сооружением. 8 и 9 декабря на фестивале "ХХ век с Вадимом Холоденко" было четыре артиста - пианисты Вадим Холоденко, Лукас Генюшас, Анна Генюшене и скрипач Айлен Притчин - чье мастерство никогда не оставляет равнодушным ни одного слушателя концертного зала.

Если говорить о формате концертов фестиваля "ХХ век с Вадимом Холоденко", то это, в первую очередь, редкая возможность услышать произведения редко исполняемые. Специалисты говорят, что в основном сейчас на академических концертах звучат произведения "от Баха до Рахманинова", а целый пласт талантливой, очень разной по стилю и содержанию музыки, написанной в ХХ веке, остается вне поля зрения устроителей концертов. Мнения об этих произведениях очень разнятся: от восторга до советско-партийного "такая музыка нам не нужна".

Правда, последнее утверждение было уничтожено Айленом Притчиным и Лукасом Генюшасом на первом же концерте фестиваля. Прозвучавшие сонаты для скрипки и фортепиано французских композиторов начала ХХ века Мориса Равеля и Рейнальдо Ана, «Road Movies» американского автора Джона Адамса вызвали не просто приятие и понимание, а восторг. Виртуозное мастерство молодых звезд позволило погрузить слушателей в особый мир каждого композитора, и музыкантов долго не отпускали со сцены благодарные за подаренные эмоции слушатели.

Назвать первый день фестиваль насыщенным, наверное, недостаточно: два концерта и в перерыве между ними творческая дискуссия. Ньюсмейкерами дискуссии выступили преподаватели Петрозаводской консерватории композитор Вячеслав Кошелев, Екатерина Окунева, Ирина Копосова и Андрей Дикоев. То, о чем рассказывали профессионалы, было настолько насущно и интересно, что "разогнать" собравшихся, не заметивших как пролетел час, отведенный на беседу, смог только звонок на концерт. Какого-либо эстетического антагонизма к музыке ХХ века не было ни у выступающих, ни у слушателей: уж очень красиво только что звучали "малоизвестные произведения". Забегая вперед, скажу: уверена, что дискуссия была бы куда острее, если бы состоялась после второго концерта…

В десятом часу вечера в Большом зале филармонии было удивительно тихо, и вовсе не потому, что учреждение закрылось - публика ждала, когда в исполнении одного из самых известных пианистов мира Вадима Холоденко зазвучит фортепианный цикл "20 взглядов на младенца Иисуса" французского композитора Оливье Мессиана. Кто-то из слушателей посредством интернета смог составить какое-то представление об этом сочинении, кто-то - нет, но ни один из пришедших не слышал его вживую: в последний раз произведение исполнялось 35 лет назад…

Два с лишним часа публика слушала музыку, которую невозможно вообразить, невозможно ни с чем сравнить, в какой-то удивительной атмосфере. Если вспомнить, что сам Мессиан считал композицию мистическим актом веры, то слово "мистика", пожалуй, лучше всего подойдет для описания концерта. Здесь нельзя назвать реакцию слушателей "восторгом" или "отторжением", здесь не было ни одной одинаковой эмоции - у каждого свои переживания совсем не похожие на чувства соседа. Безусловно, выступление Вадима Холоденко стало событием для всех петрозаводчан, пришедших на поздний концерт 8 декабря - эти два часа музыки Мессиана изменили каждого услышавшего "20 взглядов на младенца Иисуса".

9 января, во второй день работы фестиваля, в Большом зале консерватории был не концерт, а настоящее музыкальное пиршество для любителей фортепианной музыки. Дуэт замечательных звездных пианистов Лукаса Генюшаса и Анны Генюшене. Два рояля, два исполнителя и восемь красивых нежных мелодий Клода Дебюсси и Рейнальдо Ана - в первом отделении, мистический Оливье Мессиан в исполнении Анны и какие-то бескрайние-безбрежные "Буковинские песни" Леонида Десятникова в исполнении Лукаса. Завершила концерт "Кубинская увертюра" Джорджа Гершвина - авторское переложение для двух роялей.

Просмотров: 6 392