Бронирование билетов

(8142) 76-92-08

Режим работы кассы:
пн—пт: 12:00 — 19:00
сб—вс: 11:00 — 17:00
обед: 14:30 — 15:00

Завершился фестиваль «Осенняя лира»

7 ноября 2020, суббота

6 ноября в Карельской филармонии состоялось закрытие XXXII Фестиваля камерного искусства «Осенняя лира». Заключительный концерт, в котором солистами выступили молодые звезды академической сцены: скрипач Леонид Железный и пианисты Анна Тамаркина и Николай Кузнецов, состоялся благодаря проекту Министерства культуры Российской Федерации и Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны». Кроме того, именно с помощью этого проекта филармония смогла пригласить на этот концерт карельских медиков, которые уже в течение очень долгого времени находятся на передовой борьбы с пандемией. Надеемся, что эта небольшая «мирная передышка», хоть немного помогла врачам восстановить силы, снова почувствовать себя в обычных, не боевых, условиях.

На заключительном концерте фестиваля совсем не случайно прозвучали только произведения Людвига ван Бетховена: в 2020 году, 16 декабря, человечество будет отмечать 250-летие этого величайшего немецкого композитора. Две фортепианные и две скрипичные сонаты, прозвучавшие в концерте настолько популярны, что не только меломаны, но и любители узнают эту музыку по первым тактам. Тем интереснее было услышать популярную классику в исполнении уже именитых, но еще очень молодых исполнителей.

Скрипач Леонид Железный является не только выпускником Московской консерватории, где в настоящее время обучается в ассистентуре-стажировке, но он также повышал свой профессиональный уровень в мастер-классах таких виртуозов как Борис Кушнир, Игорь Петрушевский, Дмитрий Ситковецкий, Захар Брон, Хаим Тауб… К своим 26 годам артист стал лауреатом целого ряда престижнейших международных конкурсов: Международный конкурс скрипачей им. Л. ван Бетховена (Санкт-Пёльтен, Австрия), Международный музыкальный конкурс в Стокгольме, Международный конкурс скрипачей им. Л.Ауэра (Санкт-Петербург), Международный конкурс скрипачей им. Вацлава Гумла (Загреб), Международный музыкальный конкурс в Харбине (Китай) и многих других.

Партнершей по ансамблю с Леонидом выступила московская пианистка Анна Тамаркина, официальный концертмейстер Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Анна также является выпускницей Московской консерватории и аспирантуры этого учебного заведения. Тамаркина - лауреат международных конкурсов камерных ансамблей имени Д.Д. Шостаковича в Москве, International Chamber Music Competition Thessaloniki, имени Н.Г. Рубинштейна в Москве, «Camillo Togni» Chamber Music competition (Брешиа, Италия). Также она - лауреат премии, присуждаемой лучшему дуэту на фестивале камерной музыки в Лозанне (Швейцария).

В прошлом году 26-летний Николай Кузнецов окончил Московскую консерваторию, в настоящее время продолжает обучение в аспирантуре. Параллельно с учебой музыкант активно гастролирует по городам России, Европы и Южной Америки. Молодой пианист - победитель различных международный и всероссийских фестивалей и конкурсов, в том числе: Международного конкурса пианистов «Golden Ring of Chopin» (Словения), Международного конкурса пианистов в Панама-Сити (Центральная Америка). В Испании на XXIII Международном конкурсе им. Рикардо Виньеса Николай Кузнецов стал настоящим триумфатором. Жюри и слушатели единодушно присудили ему все мыслимые награды: I премия, приз зрительских симпатий и приз за лучшую интерпретацию обязательной части программы.

С таким составом исполнителей концерт обещал быть очень красивым, и, забегая вперед, скажу, что обещания не оказались обманутыми.

Соната для фортепиано № 14 (больше известная как «Лунная») в исполнении Николая Кузнецова сразу настроила публику на восприятие не только почти неземной красоты, но и на философские размышления. Причем, если большинство музыкальных критиков слышат в этой музыке смирение человека, доведенного судьбой до крайности, то – это только мое личное впечатление – у Николая музыка звучала просто потому что она прекрасна, как сама жизнь и, как сама жизнь, должна длиться и длиться. Кстати, «лунной» сонату назвал музыкальный критик и поэт XIX века Людвиг Рельштаб, сравнивший это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским (вот даже не пытайтесь произнести с первого раза!) озером».

Обе сонаты - №7 и №8 - для скрипки и фортепиано, блестяще сыгранные Леонидом Железным и Анной Тамаркиной, были адресованы Бетховеном скрипачу-любителю Александру I. Да, да – нашему императору Александру Павловичу Благословенному. Обладая этой информацией, невольно находишь в музыке некие военные темы. Но насколько легкой, полной жизни, озорной лилась в зал бессмертная мелодия!

«Кому открывается моя музыка, - написал однажды Бетховен, - тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей». Будем надеяться, что петрозаводчане, заполнившие Большой зал филармонии 6 ноября, теперь избавились от бед. Во всяком случае, судя по аплодисментам, в этот вечер публика была счастлива.

Фото Людмилы Корвяковой

Просмотров: 5 225