Она любила молодого студента, но вышла замуж за богатого чиновника... Фабула чрезвычайно банальна. Но гениальные мелодии сделали этот незатейливый сюжет классикой и легендой ХХ века. «Анюта» настолько прочно ассоциируется в нашем представлении с музыкой Валерия Гаврилина, что вдохновивший композитора на создание шедевра текст уходит на дальний план. А, как известно, в основе данного балета лежит именно слово – рассказ Антона Чехова «Анна на шее». Музыка Гаврилина настолько самодостаточна, что не требует словесного комментария. «В “Анюте” есть не только что танцевать, но и что играть» – сказала великая балерина Екатерина Максимова, которая считает Анну своей лучшей ролью.
За чинными, сентиментальными вальсами, торжественными и помпезными маршами, рисующими быт провинциальной России конца XIX века, скрыты целые жизни: изломанные человеческие судьбы и вечный выбор: «любовь или благополучие».
Литературно-музыкальная композиция по рассказу А. Чехова «Анна на шее» – не просто возвращение к слову. Представленное действо демонстрирует единство слова и музыки.