Знаменитая серия из шести «Бранденбургских концертов» была написана Бахом для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. Маркграф был большим поклонником творчества композитора и изъявил желание получить в подарок музыкальное произведение в стиле итальянских концертов, но с чертами, присущими именно немецкой классической музыке. В надежде на получение должности придворного композитора, Иоганн Себастьян Бах создал концерты, названные впоследствии в честь маркграфа. При жизни композитора эта музыка ни разу не звучала, более 100 лет ноты пылились в библиотеке маркграфа. Их обнаружили случайно, бесценную находку опубликовали, и с тех пор «Бранденбургские концерты» постоянно исполняются лучшими камерными оркестрами мира.
Антон Аренский был горячим поклонником творчества Петра Чайковского и пользовался покровительством великого русского композитора. Второй струнный квартет он посвятил памяти своего кумира. Средняя часть сочинения — это вариация на тему «Легенды» Чайковского из «Шестнадцати песен для детей» («Был у Христа младенца сад») — была впоследствии переработана в отдельное произведение, получившее название «Вариации на тему Чайковского».
Моцартовская одаренность Бенджамина Бриттена не вызывала сомнений. В 5 лет он начал сочинять музыку, и к 14 годам в его композиторском портфеле, помимо песен и пьес для фортепиано, значились полдюжины струнных квартетов, десяток фортепианных сонат, оратории... Разумеется, не все из этих юношеских опытов впоследствии пощадил композитор. Но когда миновали годы учения в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, Бриттен обратился к своим первым опусам и создал на материале произведений, написанных композитором в возрасте 9–12 лет, «Простую симфонию».
«Трансильванские танцы» Белы Бартока имеют интересную историю. Сначала композитор создал Сонатину для фортепиано на основе народных мелодий, записанных в соседней стране, Румынии. Там находилась средневековые замки, где, по преданиям, проживали вампиры. Позже, оркестровав сонатину, Барток дал ей название – «Трансильванские танцы».