Газета «Филармония», № 6 (7), июнь 1998 г.
Рубрика «Жизнь в искусстве»
Автор: Юлия Генделева
Ее голос – легкое, серебристое колоратурное сопрано – знают и ценители романса, и поклонники оркестра русских народных инструментов, с которым не раз выступала певица, и даже дошкольники, непростая аудитория детской филармонии. Объездила с концертными выступлениями всю Карелию, бывала в Мурманске, Вологде, Нальчике. Прошлым летом участвовала в Международном фествале камерной музыки в Костомукше.
– А может, мы самые счастливые люди? – вдруг сказала певица, придя с целым ворохом нот после очередной репетиции. – Бывает тяжело, конечно, но зато какое удовлетворение испытываешь, когда можешь выйти на сцену и выразить все свои чувства – физические, эмоциональные, духовные, все абсолютно, то, что в жизни не всегда можно реализовать… Когда в зале сидят люди, которые пришли получить удовольствие от искусства, от них исходит положительная энергетика, и это так помогает! В этот момент воплощается все лучшее, что в тебе заложено.
Действительно, счастлив тот, кто сумел реализовать себя в своем деле. Но ведь его надо еще и найти, осознать призвание. Как же удалось найти свой путь нашей героине? Очень просто – оказывается, никаких поисков и не было. Нужна только огромная вишня-черешня в саду (не забывайте, дело было в далеком городе Фрунзе – вот откуда родом Надежда), а потом надо забраться на нее повыше, собирая ягоды, и…
– И во всю глотку орешь песни. А снизу собирается народ, тебя слушает: «А эту спой, а эту знаешь, а вот эту?» а еще у нас качели были между двумя вишнями, так я все качалась и пела мою любимую в пять лет песню – «Называют меня некрасивою». Так что в училище я поступила легко и свободно, даже не сомневалась ни в чем.
Тогда Надежда мечтала об опере. А в годы учебы в консерватории (это уже в Новосибирске – романтика позвала в дальние края) монументальный храм оперного искусства заронил в душу сомнения, и небольшая ростом, подвижная юная артистка оказалась в оперетте. На этот раз судьба забросила ее в Ижевск. Здесь и началась взрослая жизнь.
– Когда учишься, пребываешь в таком розовом мире: тебя все опекают – педагоги, родители, друзья, носят тебя на руках, и ты думаешь, что ты действительно звезда. А потом, когда приходишь в театр, получается, что руки не туда, голова не там… тяжелая вещь – становление. Но в том театре обстановка была очень дружелюбная. Героинь на тот момент в труппе не хватало, так что у меня поле деятельности было очень большое. Я играла все, от травести до главной героини. Больше всех мне нравилась Зорика в «Цыганской любви» - кстати, очень сложная вокальная партия, и Адель в «Летучей мыши».
Но судьба не оставляла Надежду в покое: жизненные обстоятельства привели ее в Петрозаводск. Здесь, однако, с героинями все было в порядке, и так артистка оказалась в филармонии. Должно быть, непросто было переключиться на концертную работу, в корне изменить репертуар. Но шло время, приходил опыт. Поездки по республике, сотни выступлений – чего только не приходилось петь.
Скоро Надежда Рогозина стала иллюстратором в музыкальном училище. И, как ни парадоксально, именно эта работа подсказала ей ту область музыкального творчества, в которой она теперь известна – русский романс. Накопленный с годами иллюстраторской практики материал требовал выхода на широкого зрителя. Это случилось благодаря выступлениям с оркестром русских народных инструментов под управлением Геннадия Миронова, которому Надежда благодарна за его поддержку и за вечную творческую неуспокоенность. Сейчас свои программы она готовит и с оркестром, и с концертмейстером Сергеем Контуашвили, и с инструментальным трио. Сначала классические, потом старинные романсы оказались ее стихией.
– Каждый романс – это миниатюра, требующая своего внутреннего решения, и драматического, и вокального. Это миг жизни. Он бывает разный, в нем может быть заложено все: любовь, счастье, измена, смерть…
Романс стал театром Надежды Рогозиной. Театром, в котором она по-прежнему играет все роли – от субретки до героини, в котором есть чуткий партнер, в котором, наконец, ты сам можешь быть постановщиком. Стечение обстоятельств? Судьба? Как бы то ни было, уже дан третий звонок. Занавес!