9 апреля московскому композитору и доброму другу Мужского камерного хора Карельской филармонии Антону Вискову исполнилось 60 лет. Хор решил не только поздравить маэстро с юбилеем, но и задать несколько вопросов о его новом величественном и светлом пасхальном произведении.
— Итак, Антон Олегович начнём с названия. Почему «Молитвы Заповедной Земли»? Нас ждёт духовная, светская или всё же народная музыка?
— Обонежский край — это поистине драгоценнейшее хранилище многовековых культурных традиций, где пересекаются и объединяются различные исторические пласты как христианской, так и дохристианской культуры. В основе цикла — духовные стихи, записанные, в основном, в старообрядческой среде. Это — молитвы, которые не являются каноническими, а имеют фольклорное происхождение и внецерковную сферу своего бытования. Использование же карельских народных инструментов, в первую очередь, кантеле, позволило мне поместить эти старинные мелодии в окружающую их естественную звуковую среду, потому что для меня звучание кантеле создаёт характерный образ первозданной карельской природы с журчанием стремительных рек, плеском озёрной волны, вековечным шумом бескрайних хвойных лесов, который, несомненно, является заповедником природы, культуры и истории, поэтому песнопения, возносящиеся из его недр по праву могут носить название «Молитвы Заповедной Земли».
— Несомненно! А по какому принципу отбирались поэтические тексты для этого произведения и присутствуют ли в музыкальном тексте аутентичные мелодии духовных песен или это полностью авторское произведение?
— Народные духовные стихи, лежащие в основе цикла, были взяты из двух сборников: «Духовные стихи Русского Севера» (Петрозаводск, 2015) и «Беломорские стАрины и духовные стихи. Собрание А. В. Маркова» (С-Петербург, 2002). В цикл вошли те стихи, которые, как мне представляется, получили наиболее интересное музыкальное воплощение. Действительно, многие из них имеют оригинальную народную мелодию, однако я целиком и полностью построил цикл на собственном музыкальном материале, который, впрочем, в значительной степени является стилизацией старинных форм народного музицирования.
— А когда состоялось Ваше первое знакомство с карельской культурой? И какие вехи в этом исследовательском путешествии Вы хотели бы отметить?
— Впервые с народной музыкальной культурой Карельского края я познакомился ещё в 90-е годы прошлого века, когда составил вокальный цикл лирических карельских песен на основе взятых из сборника народных мелодий. Одним из самых ярких моих музыкальных впечатлений стало выступление Ансамбля «Тойве» Петрозаводского университета на фестивале в Санкт-Петербурге. Многие из исполненных там песен прочно вошли в моё музыкальное сознание. Яркие зрительные образы запечатлелись у меня в памяти после знакомства с книгой замечательного исследователя старинной Карельской народной культуры и архитектуры Михаила Мильчика «Заонежье. История и культура. Очерки. Фотографии». Наконец, фундаментальное исследование Сергея Зеньковского «Русское старообрядчество» живо отразилось в моём музыкальном воображении и способствовало зарождению различных музыкальных образов, связанных с народным духовным песнетворчеством.
— Случилось ли Вам во время работы над циклом сделать для себя какое-либо интересное открытие или столкнуться с необычным явлением?
— Конечно же, открытие — это звучание кантеле. Совершенно волшебное и завораживающее. Слушая этот инструмент, сразу же душой переносишься в Заповедный Край Обонежья. Стилизация народного исполнительства на скрипках и кларнете открыло мне нестандартные приёмы игры на этих инструментах. А вообще, как мне представляется, что сочетание мужского хора, женского фольклорного вокального ансамбля и национальных инструментов в жанре народного духовного песнетворчества — это, пожалуй, первый опыт в истории музыкальной культуры!
— Мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Вашего нового цикла, и я поймал себя на мысли, что не просто слушаю красивую музыку, а буквально смотрю каждый номер. Не кажется ли Вам, что цикл получился довольно кинематографичным, если так можно сказать?
— Думаю, что идея кинематографичности чрезвычайно интересна и перспективна. Можно подумать и о драматургическом воплощении этого цикла в будущем. Благодарю за подсказку!
— Лично мне, при том, что каждая мелодия «Молитв Заповедной Земли» трогает до глубины души, более других в сердце запала композиция «Деревян гроб сосновен». А какой номер считаете особенным Вы?
— Каждый номер обладает определённым своеобразием. Мне одинаково близки и лирические характерные части и более подвижные драматические. Во всех номерах цикла я старался достичь высокого художественного результата, поэтому использовал все доступные мне средства музыкальной выразительности. Насколько эта идея нашла своё воплощение судить нашим уважаемым слушателям. С огромным нетерпением ожидаю отклики на премьеру этого сочинения, а сам — встречу с красотами Заповедной Земли и прекрасными исполнителями Мужского хора Карельской филармонии и Ансамбля «Кантеле».
Напомним, что Мировая премьера цикла «Молитвы Заповедной Земли» состоится в присутствии автора при участии Мужского хора Карельской филармонии и Ансамбля «Кантеле» на Пасху (20 апреля в 16:00) в Карельской филармонии, после чего он будет представлен столичной публике на сцене Зала Церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XХIV Московского Пасхального фестиваля 3 мая 2025 года.
Беседовал Владимир Полысалов.