Действует «Пушкинская карта»
Музыкальный жанр Страстей (в русской транскрипции пассионы) складывался на протяжении многих столетий. Содержанием являлись последние дни жизни, страдания и смерть Христа. Отсюда и название — страсти, то есть страдания, муки, душевная скорбь. Первоначально, в Средние века, соответствующие главы Евангелия читались на латыни. С XIV века рассказ Евангелиста «распевался» тенором, басу поручались слова Иисуса, солистами выделялись реплики Иуды, Петра и Пилата. Поначалу для распевания текста использовались напевы григорианского хорала, позднее музыку стали сочинять композиторы. Жанр развивался, создавалось разработанное либретто, наряду с хором и солистами значительное место занял оркестр. Пассионы все более приближались к оратории.
Бах многое позаимствовал из этого жанра, однако отказался от свободного пересказа евангельского текста. Его пассионы — это особый жанр музыкального повествования. Всего на протяжении творческого пути композитор создал пять пассионов, из которых до нашего времени полностью дошли партитуры лишь «Страстей по Иоанну» и «Страстей по Матфею».
«Страсти по Иоанну», впервые представленные Бахом в Лейпциге в 1724 году, в течение долгих десятилетий находились в тени другого сохранившегося пассиона композитора – по Матфею. Ситуация изменилась, когда во второй половине XX века «Страсти по Иоанну» получили целый ряд блистательных интерпретаций и прочно заняли свое место среди баховских шедевров. По сей день это повествование о последних днях жизни Христа продолжает изумлять и трогать слушателей. Экспрессивные речитативы, полные чувства арии, монументальные хоры, молитвенные хоралы – все это складывается в поразительное по силе воздействия художественное целое. Страсти отличаются возвышенным характером, концентрацией действия с обостренным противопоставлением добра и зла.