Booking tickets

(8142) 76-92-08

Box office working hours:
Mon – Fri: 12 pm - 7 pm
Sat – Sun: 11 am - 5 pm
Lunch: 14:30 — 15:00

Геометрия Дудинского: музыкальные стили, пересекаясь, уже не расстаются

6 October 2016, thursday

У счастливчиков, побывавших на концерте Сергея Дудинского 1 октября, надолго сохранится приподнятое настроение. Те, кто не впервые встретился с певцом, еще раз насладились прекрасным голосом, артистизмом, незаурядным хореографическим талантом. Неофиты полюбили его за хиты прошлых лет, за вновь дарованную жизнь позабытым мелодиям.

Сергей молод, красив, образован, талантлив. Кажется, что у этого человека нет и не может быть проблем: да только бровью поведет, и любой зрительный зал превратится в сообщество его поклонников. Да, чужой мир очень красив и безоблачен, реальность часто совсем иная: с проблемами, непониманием «сильных мира сего», несправедливостью. И, слава богу, что рядом с Сергеем вот уже шесть лет работает человек, имеющий желание тратить время, душу и сердце, «чтоб сказку сделать былью». Знакомьтесь: концертный директор Сергея Дудинского – Марина Репко.

Перед концертом мне удалось поговорить с Мариной и Сергеем о непарадной, закулисной жизни российского певца. Честно говоря, предполагала, что речь пойдет о чиновнично-протекционистских препонах, сопровождающих талантливого исполнителя без прочных родственных связей в шоу-бизнесе. Но московские гости в один голос стали рассказывать о планах и проектах, о той музыке, которую они мечтают дарить зрителям.

Конечно, и препоны, и договорные конкурсы существуют, но артисты предпочли рассказать о своих единомышленниках, о тех людях, которые их поддерживают и словом, и делом.

Марина впервые услышала Сергея восемь лет назад на презентации диска Лаймы Вайкуле. Сергей пел Адажио Альбинони. Марина как опытный музыкальный продюсер сразу отметила небывалую энергетику молодого певца, удивительный голос, артистизм. Именно на этом номере Марина забыла, что она профессионал, и полностью отдалась впечатлению, сильнейшему драматическому накалу, шедшему от исполнителя.

 

Маленькое отступление

Мне тоже довелось услышать Адажио Альбинони в исполнении Сергея Дудинского на петрозаводском концерте 1 октября. Произведение исполняется на итальянском языке, и большинство слушателей не понимает содержание текста. Но эмоциональный накал – сильнейший, как будто на твоих глазах разворачивается трагедия, и вот-вот случится что-то непоправимое. Готовя этот материал, я нашла русский перевод Адажио: ничего особенно трагического в нем нет. Есть обращение к любимому: «сердце полетит за тобой, чтоб стать твоей душой. Не дай разбиться ему…» А вот история самого произведения превращает эти стихи в настоящую трагедию.

Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как Адажио Альбинони – это произведение Ремо Джадзотто. Пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном на развалинах Саксонской земельной библиотеки, разрушенной в результате бомбардировок города Дрезден в конце Второй мировой войны. Тогда в Дрездене погибли 25 тысяч жителей. 25 тысяч сердец перестали биться… Как эту трагедию смог почувствовать и передать совсем молодой певец? Непостижимо.

 

После знакомства на презентации прошел год, и Марина позвонила Сергею с предложением от Правительства Москвы спеть «The Phantom of the Opera» («Призрак оперы») Эндрю Уэббера. Сергей, заявив, что должен петь не один, а дуэтом, за одну ночь вместе со своей сокурсницей Евгенией Душиной (сопрано) выучил партию.

Вторая встреча с артистом окончательно утвердила Марину в решении работать вместе.

- У артиста, даже и не с такими уникальными, как у Дудинского, данными, настроение может меняться 150 раз в день, поэтому надо уметь с ним работать, спокойно реагировать на отменяемый завтрашний концерт, - рассказывает Марина. – Но то трудолюбие, бережное отношение к музыке, бесспорное чувство стиля, обязательность, которые раз за разом демонстрировал Сергей, не могли не вызвать симпатию к молодому исполнителю. Конечно, многие скажут, что в работе главное – профессионализм. Но, если помимо этого артист и концертный директор живут «на одной волне», если не только в музыке, но и в жизни у них совпадают ориентиры, работа выполняется легче, радостнее, да и эффективнее.

- Сергей, а вы смогли бы отменить завтрашний концерт?

- Я лучше костьми лягу, но не отменю. Судите сами, получаю письма в соцсетях, где мне сообщают, что вместе с мамой собираются на мой концерт, что специально к этому событию купили нарядные платья – люди какое-то время уже живут предвкушением праздника. Ну, как я могу лишить их радости?! В случае чего, можно ведь и фониатра (врач-фониатр занимается восстановлением голоса. – Авт.) вызвать…

- Марина, при таком «подопечном» у вас не жизнь, а праздник?

- Что касается совместной с Сергеем работы, то – да. Если точнее, то наше сотрудничество постепенно стало второй семьей и для меня, и для Сережи. Но будни – это далеко не всегда праздник. Я бы сказала, что неприятные моменты переживаются еще острее, как будто незаслуженно обидели родного человека. Правда, мы не зацикливаемся на «мировой вселенской несправедливости», у нас множество планов и проектов, главный из которых на сегодняшний день – утвердить и развить в России новый музыкальный жанр – NEW POP CROSSOVER.

 

Второе маленькое отступление

Музыкальный стиль кроссовер, точнее, классический кроссовер (classical crossover), существует довольно давно. Он представляет собой гармоничное сочетание элементов классической и поп, рок, электронной музыки. Само слово «crossover» означает «пересечение». В России этот музыкальный стиль не стал суперпопулярным, а его представители жили и творили в 70-80-х годах прошлого века. Самым ярким представителем русского кроссовера был Муслим Магомаев - великий певец, которого обожала вся страна и ценили зарубежные знатоки.

За границей Classical crossover, вошедший в список номинаций музыкальной премии Grammy, настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions с большим успехом выступали с симфоническими оркестрами. Рок и классику соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти. С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Явлением мирового масштаба classical crossover стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. В Риме три тенора исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия Чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

Возраст основной аудитории Classical crossover - от 20 до 70 лет, стиль обретает все большую популярность в мире.

 

- New pop crossover – что это за музыка?

- Это то, что я пою на концертах, - отвечает Сергей Дудинский. – Как бы вы сами описали такую музыку?

Сразу на такой вопрос и не ответишь. Но, поразмышляв, попробую объяснить, сравнивая музыку (да простят меня музыковеды всех стран!) с кулинарными шедеврами.

В Мексике, например, самого дорогого гостя обязательно угостят блюдом под названием «моле». Это смесь из нескольких сортов мяса, запекаемых в горшочке вместе с шоколадом, арахисом, кунжутом и разнообразными специями. Чтобы окончательно свести с ума едока, добавляют в блюдо еще и чеснок. Те, кто пробовал моле, подтвердят, что ничего более вкусного никогда не ели. Но дайте эти ингредиенты в руки неумехи, и полученное блюдо откажется есть даже сбежавший от диетологов обжора. Весь секрет успеха – в мастерстве повара!

Если мы посмотрим программу концерта Сергея Дудинского, то увидим там и песни советских композиторов, и «Утро карнавала» Луиса Бонфа, и «Je suis malade» Алисы Дона, и «Smile» Чарли Чаплина, и Адажио Альбинони… Каждое произведение известно, прекрасно и любимо, но связать такую разную музыку в один великолепный концерт может только мастерство исполнителя. Может, именно поэтому столь популярный в мире стиль не частый гость на российской сцене?

 

Третье маленькое отступление

Трансляцию по телевидению концерта-кроссовера в сольном исполнении я вообще не припомню. Не претендуя на серьезный анализ формирования музыкальных программ, у обычного - такого как я - зрителя создается впечатление, что музыкальный ряд подбирается под ту обойму певцов, которая давно, всерьез и надолго обосновалась на всех телеканалах страны. Наверное, я не сделаю открытия, если скажу, что далеко не все артисты из этой обоймы обладают голосом и достаточным музыкальным образованием, чтобы в одном концерте исполнить и современный шлягер (часто написанный специально для этого певца и не выходящий за диапазон 4-5 нот), и классическое произведение.

 

По словам Марины и Сергея, прошедший год был для них годом наблюдения за публикой. И вот какие выводы они сделали. Во-первых, люди соскучились по концерту-празднику. Такому, как мы видим на кинолентах середины прошлого века, где нарядные красивые женщины прогуливаются в антракте под руку с умными элегантными мужчинами, где отсутствует стиль юнисекс, где и от артиста, и от зрителя требуется некоторая элитарность: в воспитании, образованности, интеллигентности.

Во-вторых, публика истосковалась по хорошей музыке в хорошем исполнении: «мужественного» взгляда в светлую даль и трех аккордов на гитаре взыскательному слушателю уже недостаточно. И, в-третьих, ушли в прошлое споры о том, музыка какого направления настоящая, а какого - нет. Как правило, один и тот же человек получает удовольствие и от классических произведений, и от качественных шлягеров, и от поп и рок музыки.

Именно пересечение - кроссовер - таких разных музыкальных стилей и происходит на концертах Сергея Дудинского. Хорошо знакомые произведения звучат не то чтобы по-новому, но совсем иначе. Мастерски владея своим великолепным голосом, Сергей как будто заново показывает публике всю красоту любимых мелодий. Вот «кружит голову мимоза» становится какой-то древней восточной музыкой, в которой причудливо соединились крик муэдзина и лихой задор молодости. Вот «Je suis malade», невольно отсылающая многих к великой Далиде, становится чисто мужской песней о любви, а воображение рисует небывало красивую женщину из-за которой действительно можно сойти с ума...

- Сергей, для вас кто-то специально пишет аранжировки?

- Многие пишут для меня партитуры. Как-то, услышав мои пожелания, аранжировщик даже предупредил, что «эта музыка может не пойти, но я рад, что в России нашелся певец, который может петь такую музыку». Мы все - и аранжировщики, и музыканты оркестра, и концертный директор - работаем на одной волне. Поэтому нам сопутствует успех. Недавно на концерте в Лондоне я с хором исполнил свою версию знаменитой композиции «Yesterday» - публика приняла нас с восторгом. Если мой голос сформировался так, что я могу исполнять музыку разных стилей, если это доставляет радость и мне, и публике, то почему же этим не заниматься? Тем более, когда есть немало единомышленников. Мы просто не сомневаемся, что в скором времени концерты в стиле new pop crossover станут самыми востребованными у российской публики.

- Было бы здорово! Но это задача не одного дня. А что в ближайших планах?

- Что может быть в плане у певца? Концерт! Готовим большое выступление 10 декабря в концертном зале Храма Христа Спасителя. Меня пригласили выступить с симфоническим оркестром, дирижировать будет маэстро Николай Степанов. Постараемся сделать настоящий праздник.

- Удачи!

 

Беседу вела Марина Трубина

Просмотров: 9 010