Газета «Филармония», № 2 (21), февраль 2000г.
Беседовала Анна Годинова
– Андрей Александрович, как Вы составляете программы своих концертов, как выбираете произведения?
Обычно я играю то, что люблю. А люблю я почти всю музыку, от Баха и Скарлатти, французских импрессионистов – Дебюсси и Равеля до Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева. В этом списке, конечно же, – Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист. Мне интересно открывать все новые и новые страницы. В этом отношении я очень влюбчивый человек.
– Кто из композиторов Вам наиболее близок?
Рахманинов. Его музыка занимает в моей жизни очень важное место. Именно Третий фортепианный концерт Сергея Васильевича я играл в последний свой приезд в Петрозаводск.
– Вы являетесь лауреатом разных конкурсов. Какой из них Вы считаете главным в своей жизни?
Мой главный конкурс будет продолжаться до тех пор, пока я на сцене. Это в спорте важны победы и места, а в искусстве, в музыке каждое выступление – это праздник не только для слушателей, но и для исполнителей в первую очередь.
– Сегодня для большинства исполнителей, особенно молодых, решающую роль играет спонсорская поддержка. Но богатые люди музыкантам классического направления предпочитают эстрадных звезд. Это так?
К сожалению, да. Те, в чьих руках сегодня крупный капитал, не понимают, что стремительно восходящие звезды современного шоу-бизнеса не станут классикой. А музыкой Баха и Вивальди будет наслаждаться публика и третьего тысячелетия. Думаю, что это осознают представители, увы, уже не этого поколения.
– Всегда ли Вы одинаковы в работе с различными оркестрами?
Оркестры, естественно, отличаются друг от друга. И новыми каждый раз бывают не только они, но и я сам. В тот момент, когда дирижер взмахнет палочкой, а я возьму первый звук, начинается жизнь музыкального произведения. И оно живет до тех пор, пока не затихнут последние аккорды, живет, чтобы рождаться вновь и вновь.
– Как устанавливается контакт между Вами, дирижером и оркестром?
Музыка настолько сильный и выразительный язык, что она сама создает необходимую атмосферу взаимопонимания.
– Андрей Александрович, в Вашей жизни наверняка было немало встреч с интересными людьми…
Самым интересным человеком для меня был и остается мой педагог, преподаватель музыкального училища Борис Абрамович Шацкес. К сожалению, его уже не в живых.
– Кто был Вашим наставником в Московской государственной консерватории?
Сергей Доренский. У него же я был аспирантом, а затем и ассистентом. Теперь у меня свой класс и свои ученики.
– В каких залах Вы любите играть?
Размеры помещения для меня не имеют значения. Это может быть даже тесный кабинет, вмещающий лишь несколько человек. Главное, чтобы был рояль.
– Планируете ли Вы следующий визит в нам?
Да, я и в дальнейшем собираюсь поддерживать уже установившиеся с Петрозаводском творческие связи.