Наша давно запланированная беседа состоялась первого апреля, и это обстоятельство явно наложило свой отпечаток.
Ребята из «молодежи» – люди исключительно оптимистичные. И, как оказалось, на интервью пришли подготовленные -с музыкальным цитатником 1966 года рождения. Разговор на серьезные рельсы вырулил далеко не сразу и периодически менял направление… В общем, текст без купюр не пропустила бы цензура.
Поскольку материал все-таки публикуется на официальном сайте филармонии, купюры и литературность просто обязаны присутствовать. Возможно, интервью потеряло в красочности... Что ж! Кто лично знает директора ЦМ Олега Кожина и специалистов по работе с молодежью Наталью Заболотских и Евгения Андреева, делайте поправки на то, как это все могло произноситься. А потом умножьте все получившееся на 200 процентов юмора.
– Сколько лет существует Центр молодежи?
НАТАЛЬЯ. Около девяти лет. Название много раз менялось, менялись сферы деятельности… Новым этапом можно назвать 30 декабря 2009 года: мы переехали на Невского, 55.
ОЛЕГ. Стало возможным строить работу по-другому. Появилось собственная площадка, которую возможно развивать, на город транслировать: вот, есть такое место, приходите, пользуйтесь. Сейчас вообще рейтинг Центра молодежи повысился. Вот недавно в мэрии была встреча с общественными организациями, и выяснилось, что из присутствовавших 30-35 организаций про Центр молодежи не знало 2-3. Все остальные с нами сотрудничают, знают наших специалистов и наши проекты.
– И как вам новый дом?
ОЛЕГ. Изначально это здание относилось к Центру «Подросток». Но для того, чтобы сделать подростковый клуб, нужно проходить множество согласований – с СЭС и так далее. Для детей наши условия действительно не очень подходят, а для молодежи вполне – они ребята уже взрослые, неприхотливые.
ЕВГЕНИЙ. Главное – есть место, где они могут заниматься, откуда не выгонят, где не требуется платить за аренду. Ведь аренда спортзала или другого помещения требует денежных вложений, а у нас все мероприятия с предоставлением площадки – бесплатны.
– Ведь вы далеко не единственное молодежное учреждение в городе… Сколько вообще молодежных центров в Петрозаводске?
НАТАЛЬЯ. Три городских: Центр содействия занятости молодежи, предоставляющий работу, Центр «Подросток», ведающий подростковыми клубами и мы, делающие досуг. Еще есть Карельский региональный центр молодежи.
ОЛЕГ. А если считать 14 клубов, которые входят в центр «Подросток», то и больше... Нет, я определяю разницу несколько по-другому. «Центр «Подросток» – подростки, Центр содействия занятости молодежи – молодежь интеллектуальная и более деловая… А у нас люди творческие, которые ищут себя, и свое место в мире. Различного рода неформалы, экстремалы, в хорошем смысле слова «раздолбаи».
– Откуда берутся специалисты по молодежи? Кто приходит к вам на работу?
ОЛЕГ. Мне кажется, что сейчас в молодежную политику идет народ, который не знает, куда податься. У нас как в журналистике – нормальных выучившихся журналистов мало, поэтому народ приходит с улицы, хочет при этом что-то изменить, сделать что-то интересное, как-то себя реализовать.
– На чьих плечах держится молодежь Петрозаводска?
ОЛЕГ. Специалистов у нас четверо, плюс я (директор) и наш звукорежиссер.
– Большая ли посещаемость Центра молодежи?
ОЛЕГ. Я недавно об этом думал: вспомнил, сколько людей к нам приходило в начале года. Хорошо, если в неделю приходило человек 20-30. Сейчас мы посчитали: в неделю приходит 200-300 человек (и это среди тех, кто записан, а сколько заходит незаписанных!) Десятикратное увеличение о многом говорит. За год наша команда хорошо поработала: повысилась узнаваемость Центра, народ стал понимать, что у нас действительно можно что-то интересное сделать, понял, куда со своими идеями идти.
– Какой возраст?
ЕВГЕНИЙ. В среднем от 18 лет.
ОЛЕГ. По идее, у нас контингент ребят повзрослее: от 15-16 и вверх, и то 15-16-летних мало. Самый нижний предел – это йойеры, они к нам совсем недавно примкнули. Но не выгонять же, когда ребята приходят и просятся что-то делать.
НАТАЛЬЯ. Си-уолкеры и йойеры у нас самые маленькие.
– Кто такие си-уолкеры?
ЕВГЕНИЙ. Это особый «танец ногами». Это новое направление – в городе в принципе нет преподавателей, которые могут этому научить. Ребята сами смотрят видео-ролики и повторяют движения. Их потом приглашают танцевальные коллективы, чтобы пополнить свои движения элементами си-уолка. (C-walking – стиль танца, ориентированный на импровизационную виртуозную работу стоп – прим. ред).
– У вас невероятное количество проектов, акций… Какие из ваших проектов связаны исключительно с музыкой?
НАТАЛЬЯ. Их много. Есть проект «КОВЕР» – ему меньше года, стартовал в октябре 2010. Раз в месяц собираются молодые (и не очень) музыканты и поют кавер-версии различных мировых рок-хитов. Джон Леннон, Борис Гребенщиков, лучшие песни по версии журнала «Rolling Stones», песни англичан – все это уже было. А 22 апреля мы ждем всех на кавер-версии песен американских исполнителей.
Наша творческая молодежь каждый раз участвует во всех наших городских мероприятиях. Ближайшее большое – гала-концерт лауреатов патриотической песни «Салют Победе!» 9 мая на площади Кирова, по традиции выступят лучшие ребята, которые достойно представили Петрозаводск на республиканском этапе конкурса.
ЕВГЕНИЙ. Обязательно есть творческая площадка в День города (часовая или двухчасовая), где выступают все – от певцов до танцоров. Есть фестиваль молодых рок-музыкантов, рэп. Битбоксеры были – но пока у них лидер в армии…
ОЛЕГ. Минус всех тусовок в том, что все они завязаны на одном человеке. Пока он есть – все дружно собираются и что-то делают, стоит ему самоустраниться и не найти на свое место замену, ребята рассасываются, никто на себя ответственность брать не хочет, а, может, и не имеет лидерских качеств.
– Часто ли возникает проблема новизны? Или хватает раскрутки один раз придуманного? Нужно придумывать новое?
ОЛЕГ. Нужно. Недавно на конференции «Айрекс» говорили: не так все гладко в молодежной политике, как может показаться. В пример приводили статистику по Российским волонтерским отрядам: указано 100 человек, а самом деле их 40 – одни и те же лица состоят одновременно в куче отрядов. У нас в последнее время такой проблемы нет: каждый раз приходят действительно новые люди. Например, ребята со Школы диджеев, йойеры, недавно за помощью обратились роллеры… Ребята зачастую не знают куда идти, но Центр постепенно раскручивается, и новые лица появляются каждый месяц.
– Город вам помогает?
ОЛЕГ. Бюджет у нас городской. Город оплачивает зарплаты сотрудников, коммунальные платежи, поддерживает большую часть наших мероприятий.
– О вас поговорили, теперь давайте о нас, то есть о музыке. Плееры есть у каждого? Что в наушниках?
НАТАЛЬЯ. Я – шестидесятник-семидесятник-восьмидесятник. От «Битлз» и «Пинк Флойд» до «Мьюз» и так далее – что-то классическое англо-американское.
ЕВГЕНИЙ. У меня абсолютно разная музыка: может играть и балалайка, и рок… Рок предпочтительнее.
ОЛЕГ. Я, как и все, всеядный, слушаю абсолютно все. Разве только нет попсы. Начиная с этнической музыки, заканчивая «мясной тяжелятиной». Если взять усредненный вариант, из того, что слушаю постоянно – этно-панк. Шейн Макгоуэн, например.
– Чисто классические музыкантские пристрастия?
ЕВГЕНИЙ. Вивальди.
НАТАЛЬЯ. Шопена люблю.
ОЛЕГ. Григ и Вагнер. Вагнер мне импонирует тем, что он боевой.
НАТАЛЬЯ. На самом деле, в плане классической музыки мы всеядны. Даже на работе иногда слушаем.
– И даже покупаете абонементы…
НАТАЛЬЯ. Да. Абонементы покупаю симфонические. Мне безумно нравится абонемент № 1 – по душе всякие «непонятности». На джаз ходим.
ЕВГЕНИЙ. Абонементы покупаю последние два года, раньше изредка посещал концерты.
ОЛЕГ. Я в кино-то выбраться не могу, не то, что в филармонию. Времени нет.
– Какой должна быть филармония, чтобы в нее потянулась молодежь? Что нужно сделать?
ОЛЕГ. Ничего не нужно. Сколько раз мне говорили, что до определенной музыки нужно дорасти, как до определенных книг, фильмов! Я со временем понял, что это действительно так. Не нужно никого насильно затаскивать, что-то показывать, рассказывать… Надо будет – человек дорастет. Главному герою «Заводного апельсина» что вкачивали? Бетховена? У него ж потом отвращение к Бетховену было…
Не нужно никого заставлять, тем более в конъюнктуру ударяться. В том и отличие филармонии – вы представляете другой пласт культуры. Надо ли вам гнаться за дешевой популярностью?
НАТАЛЬЯ. А иногда можно и «Pink Floyd» с симфоническим оркестром сыграть.
ЕВГЕНИЙ. На концерте с музыкой «Beatles» было много молодых людей. Я был на двух концертах. Во второй раз родителей взял с собой, им очень понравилось.
Что ж, вот он, Городской центр молодежи, познакомивший Карельскую филармонию со словом "флеш-моб". Надеемся, что и нам удалось открыть ребятам что-то новое.