Booking tickets

(8142) 76-92-08

Box office working hours:
Mon – Fri: 12 pm - 7 pm
Sat – Sun: 11 am - 5 pm
Lunch: 14:30 — 15:00

Фестиваль в Горном парке «Рускеала». Мрамор и музыка – они для красоты

20 July 2023, thursday

С вкраплениями грозы, ливня, паровозных гудков и залихватского свиста скрипача с мировым именем отгремел фестиваль Ruskeala Symphony. О празднике музыки много рассказано и показано в публикациях СМИ, за что мы очень благодарны журналистам. Фестивальная публика и зрители трансляций из Итальянского карьера успели отдохнуть от всплеска эмоций, который всегда рождает настоящее искусство, и, наверное, настала пора «кухонных» постсобытийных разговоров о каждом концерте под небом Горного парка «Рускеала».

RUSKEALA MUSICAL NIGHT

Хиты из мюзиклов и рок-опер

Удивительно теплый вечер 14 июля. На сцене – Симфонический оркестр Карельской филармонии, за дирижерским пультом – Алексей Ньяга. Звучат первые аккорды, и памятник промышленной истории «Рускеала» становится концертной площадкой. Мелодии Риккардо Коччанте, Жерара Пресгюрвика, Эндрю Ллойда Уэббера, Джона Кандера, Алексея Рыбникова, отражаясь от мраморных скал, заполняют Итальянский карьер. Многие зрители подпевают. Над складными стульчиками и пледами, где уютно устроилась публика, разливается нежность.

По-домашнему искренние слова ведущей Илзе Лиепа, удивительные чистые голоса приехавших из Санкт-Петербурга солистов: Сауле Искаковой и Марии Мукупа, Сергея Коровина и Романа Дряблова. Изюминкой этого концерта-открытия фестиваля стало и то, что все певцы имеют богатый актерский опыт, и мелодраматические тексты мюзиклов приобретали некий особый смысл. С нами говорили о самом главном, о том, что одинаково ярко задевает душу вне зависимости от возраста, образования и семейного положения.

И, в завершение концерта под грохот салюта:
«Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали
Аллилуйя любви! Аллилуйя любви! Аллилуйя!»

 

Второй день работы Ruskeala Symphony – это 8 концертов на четырех площадках. 12 часов музыки разных стилей, жанров и направлений.

RUSKEALA WELCOME

Квартет русских народных инструментов «Четыре четверти»: от Пьяццоллы и Шостаковича до русских народных песен и Ежи Петерсбурского

Прямо на железнодорожной платформе публику встречали с музыкой. Виртуозные исполнители - Николай Истомин, Евгений Тарасенко, Владлена Катушонок и Юлия Левашова – собрали вокруг импровизированной сцены публику, которая не спешила покидать зону своего прибытия, образовав вокруг артистов этакий аккуратный полумесяц.

Виной тому были сразу несколько факторов. Во-первых, исполнительское мастерство музыкантов, неизменно вызывающее восторг. Во-вторых, программа, уникальные аранжировки. Если кто-то предполагал услышать что-то исконно-посконное, то, к счастью, он ошибся. Итальянская фантазия Аннунцио Паоло Мантовани, танго Oblivion («Забвение») и танго S’il vous plait («Пожалуйста») Астора Пьяццоллы, знаменитый Вальс №2 Дмитрия Шостаковича, танго «Утомленное солнце» Ежи Петерсбурского, русская народная песня «Светит месяц»…

- Никак не ожидал, что сразу попаду на такой концерт! Мы получили больше, чем заказывали, - поделился впечатлениями один из прибывших на фестиваль слушателей.

Квартет «Четыре четверти» взорвал традиционные представления о музыке на народных инструментах и открыл новые грани их звучания.

RUSKEALA STARS

Звезды мировой академической музыки Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

Их очень ждали. И вот именитые музыканты на сцене. Программа составлена с любовью, специально для формата open-air. Море обаяния излучал известный скрипач, концертмейстер «Виртуозов Москвы», на отдельных концертах (без Владимира Спивакова) объявляемый как «лидер оркестра», солист Алексей Лундин. Звучит гениальное «Лето» Антонио Вивальди. Затем сочинения Нино Рота, Альдемаро Ромеро, Леонарда Бернстайна… Публика не отпускает музыкантов, и они, в свою очередь благодарные слушателям за теплоту, исполняют бисы.

И тут случается то, что может произойти только на фестивальном концерте: Алексей Лундин в финале «Прогулки с Феллини» лихо высвистывает мелодию на четырех пальцах. Эффект был ошеломляющий. Артисты в строгом концертном монохроме, музыканты с триумфом выступавшие в лучших концертных залах США, Канады и Мексики, государств Южной Америки, в Турции и Израиле, в Японии, Китае и Корее, практически, во всех странах Западной и Восточной Европы - и вдруг такой разбойничий посвист.

Молодой талантливый дирижер Арсентий Ткаченко, похоже, сам был в восторге от своих солистов. Словом, было все: улыбки, рукопожатия, одобрения маэстро и бурные аплодисменты «зала».

RUSKEALA VOICES

Концерт Мужского камерного хора Карельской филармонии на глади озера Большого мраморного каньона

Как-то великий российский хоровой дирижер Владимир Минин сказал: «Человек запел, когда ему не хватило слов для выражения эмоций». Но искусство определяется еще и тем, что эмоции испытывают не только исполнители, но и публика.

Поэма для мужского хора «Карелия – любовь моя!» была написана московским композитором Антоном Висковым специально для нашего Мужского камерного хора совсем недавно, но уже успела приобрести своих поклонников. Произведение полюбилось сразу, всерьез и надолго.

А теперь представьте себе, как звучала поэма – по сути признание в любви нашему краю – с бирюзовой глади озера, окруженного отвесными как бы тронутыми сединой мраморными скалами.

Хор под руководством дирижера Алексея Умнова исполнил сочинение так, что современная музыка казалась древним напевом и, пожалуй, никто бы не удивился, появись на воде призрачные силуэты красавицы Айно, или сына богини Ильматар мудрого первочеловека Вяйнямёйнена, или брутального кузнеца и изобретателя Ильмаринена – героев эпоса «Калевала».

Волшебное задушевное пение. Именно такое искусство, а не «прессинг-марши» и помпезность рождает интерес народа к своему прошлому.

RUSKEALA FOLK

На сцене Итальянского карьера фольклорная группа «Купалинка» из Беларуси

Иногда можно услышать мнение, что фольклорная музыка примитивна. Уверенна, что даже питающие особое пристрастие к городской жизни, но побывавшие на концерте фольклорной группы «Купалинка», теперь с негодованием отметут это мнение: народная музыка самая живая и интересная, в ней все только подлинное и аутентичное.

Музыку разудалого деревенского праздника и древних языческих мелодий Белорусского полесья привезли в Карелию артисты «Купалинки». Публику поразили и уровень сложности произведений: постоянная смена ритмов, многочисленные вариации на заданную тему, и искренняя любовь артистов к той музыке, которую они исполняют.

Не покривлю душой, если скажу, что «Купалинка» показала рускеальской публике уникальность своей страны, ее традиции и культуру. И каждый из зрителей получил море удовольствия - и эстетического, и человеческого.

RUSKEALA BAROQUE

Ансамбль «L’esprit du Vent» с музыкой барокко и духовыми инструментами, воссозданными по старинным канонам

Прямо перед концертом пошел дождь. Нет, не дождь – ливень. Четверка музыкантов: основатели ансамбля Филипп Нодель (барочный гобой) и Михаил Шиленков (барочный фагот), и две очаровательные девушки Мария Шарпило (барочный гобой) и Аглая Голубева (гобой да качча) спрятались в шатре. Ситуация была на грани отмены концерта. Если смелые артисты готовы были играть не только на воде, но и под водой, то выносить уникальные инструменты под дождь не соглашался никто.

Вроде ливень, значит, должен скоро закончится, - решили артисты и с твердым намерением все-таки сыграть в акватории Мраморного каньона, ждали, когда дождь хотя бы поутихнет. И вот пелена воды перестала быть сплошной, музыканты погрузились на паром, публика заняла смотровые площадки, и с глади озера полилась музыка.

Произведения Жан-Батиста Люлли, Франсуа-Андре Филидора, Генри Пёрселла, непостижимые и прекрасные, как средневековые легенды завораживали слушателей. Эти легенды были рассказаны каждым из участников квартета языком музыки. Похоже, звуки музыки долетели не только до публики, потому что выглянуло солнышко, и мелодии продолжали звучать уже под ясным небом.

RUSKEALA JAZZ

Авторские сочинения и джазовые версии знакомых мелодий от Вадима Эйленкрига и Джазового квинтета «Eilenkrig Crew»

Все ждали грозу, даже отключили электричество на основной сцене фестиваля в Итальянском карьере. Боялись, что придется задержать концерт таких долгожданных «Eilenkrig Crew». Но все обошлось. Герои «Клуба Шаболовка, 37», любимого многими проект телеканала «Россия-Культура», как бы вышли за пределы телестудии и выступили на фестивале Ruskeala Symphony.

Конечно, прозвучали джазовые стандарты, однако и собственный подход к аранжировке, и очевидное жизнелюбие музыкантов сделали эти стандарты не такими уж и стандартными. Публике было мало удивительной, легкой, как будто сыгранной для узкого круга друзей, музыки, и артистов, опаздывавших на поезд, не хотели отпускать.

Сложнейшие композиции исполнялись с такой легкостью, как будто музыкантам это не стоило никакого туда. Вадим Эйленкриг, Армен Мкртычян, Дмитрий Илугдин, Александр Родовский, Виталий Эпов творили прямо на сцене, воплощая в жизнь только что возникшие идеи. Может быть именно поэтому затаив дыхание или пританцовывая публика слушала и «Нежность» Пахмутовой, и авторские «Прогулку Элая» и «Пирс-39», и завершившую концерт финальную тему из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Артемьева - «самую красивую музыку, которая когда-либо была написана для трубы».

RUSKEALA FLAMENCO

Ритм страсти и нежности во фламенко

Как сказал испанский хореограф Антонио Гадес, «Фламенко – это не танец, в котором ты бьешь землю. Нет, чтобы вызвать из земли звук, ее надо ласкать». Только страсть, любовь и нежность была в выступлении танцовщицы фламенко Анастасии Бахтияри и гитариста Ивана Доржиева.

Все во фламенко резкое и опасное, потому что противоположности подходят друг к другу слишком близко: радость-грусть, любовь-ненависть, жизнь-смерть… Гитара – душа танца, а дробь каблучков – зрительное воплощение все время меняющихся эмоций.

Могу поспорить, но зрители этого концерта точно перенеслись в Андалусию с ее зноем, запахом корриды и раскаленной земли. Где человек свободен настолько, что может связать землю и небо, а огонь гаснет лишь для того чтобы родиться вновь.

RUSKEALA GRAND FINAL

Бессмертная классика на заключительном концерте фестиваля

Фестиваль Ruskeala Symphony завершился грандиозным концертом под открытым небом. По традиции, в исполнении Симфонического оркестра Карельской филармонии во главе с маэстро Анатолием Рыбалко звучала классика. В произведениях Рахманинова, Россини, Чайковского, Щедрина солировали вокалисты Мариинского театра Виктор Коротич (баритон) и Екатерина Сергеева (меццо-сопрано) и один из самых востребованных пианистов современности Евгений Михайлов.

Программа концерта не только дала возможность каждому солисту показать свои сильные стороны, но и не нарушила баланс между классическими шлягерами и менее известными произведениями. Услышанное и увиденное стало настоящим праздником красоты академической музыки. А контраст дикой северной природы со строгими концертными платьями и вечерними костюмами только добавил эмоций.

Как известно, музыку невозможно пересказать, ведь она рождается именно тогда, когда эмоции нельзя выразить словами. Именно поэтому советую всем послушать завершающий концерт фестиваля Ruskeala Symphony в записи здесь.

 

Фестиваль вышел на финишную прямую. Глава Карелии Артур Парфенчиков поднялся на сцену, чтобы объявить VII Международный музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony завершенным. Руководитель региона, не пропустивший ни одного из семи прошедших праздников музыки, тепло поблагодарил артистов и публику и положил начало еще одной традиции Ruskeala Symphony: вручению наград музыкантам прямо на сцене в Итальянском карьере. На этот раз «Почетный знак Главы Республики Карелия» был вручен заслуженному артисту Карелии Михаилу Башу, 63 года радовавшему слушателей игрой на английском рожке в составе симфонического оркестра. А сертификат о присуждении премии Главы Республики Карелия «Сампо» был вручен заслуженному артисту Карелии Анатолию Рыбалко, художественному руководителю и главному дирижеру нашего симфонического оркестра.

Фото Леонида Николаева
Фото концерта Ансамбля «L’esprit du Vent» - Юлия Андреева

Просмотров: 3 034