25 мая на сцене Большого зала Карельской филармонии прошел завершающий концерт фестиваля «Онего-Классик». Этим вечером публике был представлен музыкальный спектакль «Дягилев. Посвящение». Главную роль в нем исполнила невероятно популярная в нашей стране балерина и актриса, представительница знаменитой балетной династии, народная артистка России Илзе Лиепа. Для участия в постановке она собрала команду единомышленников - ведущих московских музыкантов, лауреатов международных конкурсов: певицу Евгению Красилову, пианиста Максима Пурыжинского и дирижера Ксению Жарко.
– С именем Сергея Павловича Дягилева и с «Русскими сезонами» для моей семьи связан долгий путь творчества. Когда мой отец Марис Лиепа танцевал на сцене Большого театра, он в течение 10 лет восстанавливал балет «Видение розы». У него это получилось замечательно. С этого началась его дружба с сыном хореографа Михаила Фокина, которая «перешла по наследству» к моему брату Андрису, который дружил уже с внучкой Михаила Фокина – Изабель. Андрис восстановил более 15 балетов из репертуара Сергея Павловича Дягилева. Во многих спектаклях я принимала участие, это стало этапом моей жизни. Танцевали много и с Фарухом Рузиматовым, и с Николаем Цискаридзе, – рассказала, отвечая на вопросы журналистов, Илзе Лиепа.
Личность великого русского импресарио и сегодня вызывает дискуссии. Но никто не оспаривает одно: масштаб и уникальность его личности, поразительная интуиция и деловитость во многом определили успех дела, которому он посвятил всего себя. Сергей Дягилев не только показал новый русский мир Западу, но, что не менее ценно, «открыл Россию русским».
В 1906 году при помощи влиятельных покровителей он провел первый Исторический русский концерт в Париже, представив французской публике русскую оперу, а в 1909-м - балет. Успех российских балетных постановок был таким ошеломительным, что способствовал волне моды «на все русское», захватившей Европу в начале XX века. Гастроли антрепризы стали ежегодными, и постепенно стали охватывать не только Париж, но и Лондон и другие европейские города, а также США и Южную Америку. После революций 1917 года труппа прекратила контакт с Россией и продолжила работать под фамилией Дягилева до его смерти в 1929 году.
Драматургия музыкального спектакля «Дягилев. Посвящение» насыщенна и крайне разнообразна. Филармоническая публика как бы была перенесена во времени и пространстве: в парижский театр Шатле 100-летней давности. И вот мы уже в компании талантливейших художников, композиторов, артистов - вместе с ними создаем легендарные постановки… И все это волшебство вершилось без дорогих инсталляций и спецэффектов, а только благодаря таланту нескольких артистов. Легендарные балетные постановки, симфоническая и оперная музыка, письма и воспоминания о первых «Русских сезонах» - каждая последующая картина дополняла предыдущую, погружая зрителя в мистический мир Сергея Дягилева.
Исполнительница главной роли Илзе Лиепа была не только стержнем постановки – именно она определяла стиль происходящего на сцене. Начиная от концертного платья, простой и изысканный покрой и удивительная цветовая гамма которого безусловно отсылали зрителя к знаменитым костюмам Леона Бакста и, заканчивая интонациями и невероятно грациозными жестами, пластикой Илзе.
Илзе Лиепа за свою творческую жизнь пробовала себя в разных ипостасях и всюду добивалась успеха. Как же оставаться триумфатором в разных стилях и жанрах? Может, надо просто любить свои новые роли, и тогда создаваемые артистом образы наполнятся высоким стилем, благородством и изяществом?