Эти слова русского пианиста Генриха Нейгауза каждый слушатель, покидая филармонию, где вечером 19 мая звучала оратория «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха, мог бы, перефразируя, повторить вслед за великим музыкантом: «Когда я слушаю Баха, я в согласии с миром и благословляю его».
Сама оратория почти ровесница Петрозаводска, но за три столетия не исполнялась в Карелии ни разу. Сыграть в Петрозаводске «Страсти по Иоанну» было давнишней заветной мечтой не только организаторов филармонических концертов, но и главного дирижера Симфонического оркестра Анатолия Рыбалко. Премьера состоялась бы еще в 2020-м, но грянул локдаун - концерт пришлось отложить.
Однако, «всё проходит, и это прошло», все перипетии остались позади, а Петрозаводск украсили многочисленные афиши и баннеры, возвещавшие скорое наступление столь долгожданной республиканской премьеры. В столицу Карелии из Москвы и Санкт-Петербурга были специально приглашены Академический хор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, возглавляемый Сергеем Екимовым, и пять великолепных солистов: Ольга Васильева (сопрано), Екатерина Курбанова (меццо-сопрано), Егор Семенков (тенор), Даниил Чесноков (бас), Андрей Прысь (бас). Карельскую сторону представлял Симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижера Анатолия Рыбалко.
Анатолий Иванович со студенческих лет влюблен в эту музыку, уже тогда он понял, что исполняемая сегодня в концертных залах, но сочиненная для богослужения, она продолжает сохранять свое главное послание. Вот, что сам маэстро Рыбалко рассказывает о своих отношениях со Страстями Баха.
Вообще исполнение творческого наследия Баха требует присутствия на сцене лучших исполнителей его музыки. И дело здесь не в количестве, а именно в качестве артистов. На концерте публика увидела совсем небольшой, почти камерный, оркестр, но это был оркестр, состоящий из солистов: флейтисты Игорь Петряков и Анастасия Зелинская, гобоисты Елена Кисель и Иван Максимов, фаготист Алексей Костин, альтисты Денис Дорофеев и Алена Медовикова, виолончелистка Надежда Рогушина, пианист Анатолий Палаев, исполнивший соло в оркестре на органе. Сам Анатолий Рыбалко предстал перед публикой в двух ипостасях: в привычной – в качестве дирижера, также маэстро исполнил партию клавесина. Именно об этих особенностях концертного исполнения «Страстей по Иоанну» Баха за несколько минут до начала концерта рассказала музыковед Татьяна Талицкая.
Говорят, что музыка Баха создана для перфекционистов. Должен быть искренний, по-настоящему чистый, посыл, и должен звучать чистый голос солиста. Именно так, чисто и очищающе, исполнили свои партии в оратории приглашенные вокалисты. Каждый из них показал себя не только высококлассным профессионалом, но и прекрасным драматическим актером, настоящим знатоком баховского стиля.
Толпа – слово, не вызывающее положительных эмоций. Именно роль толпы отдана в Страстях хору. Однако, Академический хор Санкт-Петербургской консерватории вызвал не просто положительные, но совершенно уникальные эмоции. Артисты сумели нарисовать подробные картины страшных событий 2000-летней давности, которые до сих пор заставляют задуматься каждого – и христианина, и адепта другой конфессии, и агностика – о главных человеческих ценностях.
Итак, 300 лет спустя после своего написания, в Петрозаводске все-таки прозвучало одно из самых масштабных творений Иоганна Себастьяна Баха - «Страсти по Иоанну». И те, кому посчастливилось побывать на премьере, услышали поражающую своей глубиной и подлинностью любовь, льющуюся из каждой ноты, из каждого звука этого произведения.