Обещанного концерта публика и артисты ждали полгода. И вот он состоялся, и теперь всем понятно, что ждали его не напрасно. Несмотря на необычный формат (вместо полноценного антракта был 5-минутный перерыв – коронавирусные запреты), слушатели наслаждались живым звучанием симфонического оркестра жадно, с удовольствием.
Оркестр под управлением маэстро Анатолия Рыбалко был прекрасен, солистка Анастасия Терехова – нежна, харизматична, интеллигентна, а ее исполнительское мастерство безупречно. Многие скажут, что в филармонии не бывает концертов с неинтересной программой, и все-таки, Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса и Симфония до мажор Жоржа Бизе – это одни из самых популярных произведений и, слушая их, от восторга замирает публика в разных городах и странах.
Итак, Скрипичный концерт Яна Сибелиуса.
При рождении композитора назвали Юхан Юлиус Христиан. Таким образом, в небесных покровителях у Сибелиуса недостатка не было. И действительно, его жизнь можно назвать счастливой: Финляндия чтит Яна Сибелиуса как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. Цикл абонементных концертов «Вечера с Большим симфоническим оркестром» открыл единственный скрипичный концерт композитора, и история его настолько необычна, что я коротко расскажу ее.
Несмотря на то, что концерт входит в пятерку наиболее популярных концертов для скрипки с оркестром, немногие знают, что чаще всего исполняется его вторая редакция (1905 года). Услышать первую версию (1903 года), более развернутую и сложную, практически нереально. В свое время, когда она прозвучала впервые, а произошло это в присутствии самого автора, скрипач не смог справиться со всеми техническими сложностями партии и растерял полноту замысла композитора. Раздосадованный Сибелиус принял нелегкое решение – наложить запрет на первую редакцию. Табу было нарушено только в 1991-м году греческим скрипачом Леонидасом Кавакосом, осуществившим запись этой версии концерта. Он связывался с родственниками Сибелиуса и каким-то образом убедил их.
Теперь понятно, насколько непростая задача стояла перед молодой скрипачкой и, забегая вперед, скажу, что справилась она с ней блестяще. Маэстро Анатолий Рыбалко, похоже, с самого момента утверждения программы концерта был уверен в таланте и техническом мастерстве артистки. И на то у него были веские причины.
Анастасия Терехова хорошо известна петрозаводской публике не только по выступлениям с нашим симфоническим оркестром, но и по участию во многих музыкальных проектах. Анастасия - лауреат международных конкурсов, выпускница Московской государственной консерватории, класс Ирины Бочковой. Народная артистка России профессор Ирина Васильевна Бочкова – личность в среде академических музыкантов известная, почти легендарная. Сама будучи лауреатом престижнейшего Международного конкурса им. П.И.Чайковского, она воспитала целую плеяду скрипачей, чьи имена украшают афиши ведущих концертных площадок мира: Александр Тростянский, Граф Муржа, Анастасия Чеботарева…
Завершающая концерт «Симфония до мажор» Жоржа Бизе.
Многим меломанам это произведение больше знакомо как одноактный бессюжетный балет «Хрустальный дворец» Джорджа Баланчина. И вот почему. Симфония была написана 17-летним Жоржем Бизе в 1855 году, когда будущий знаменитый композитор учился на курсе Шарля Гуно в Парижской консерватории. Эта юношеская симфония долгое время была утеряна, и даже биографы композитора не знали о ее существовании. Партитуру обнаружили в архиве консерватории лишь 78 лет спустя в 1933 году. Двумя годами позже симфония была исполнена в Базеле и тогда же впервые опубликована.
Об этом вновь открытом произведении гениального Бизе знаменитый хореограф Баланчин узнал от своего друга и постоянного сотрудника великого композитора Игоря Стравинского. В 1947 году, будучи во Франции, Баланчин поставил на эту музыку балет «Хрустальный дворец» для труппы парижской Оперы. Вернувшись в Америку, Баланчин создал в Нью-Йорке труппу «Балетное общество». Балет «Симфония до мажор», созданный на основе парижского «Хрустального дворца», стал одним из первых спектаклей его новой труппы.
Может, потому что балет Баланчина обошел по популярности симфонию, и название «Хрустальный дворец» вертелось в голове, музыка действительно казалась хрустальной: чистой, ясной и немного волшебной. Соло в оркестре на гобое в исполнении Елены Кисель только добавило чародейства: словно персонаж из сказок Перро вот-вот появится на сцене. Красиво, радостно, хочется слушать еще и еще – пожалуй, главные эмоции от симфонии.
Кстати, можно послушать и посмотреть Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса, если по новостной ленте нашего сайта «спуститься вниз».